Navigation bar
  Print document Start Previous page
 129 of 165 
Next page End  

129
рекламой товаров и услуг. Как иронично заметил Даллас Смит, основной функцией средств
массовой информации является не продажа идеологического товара потребителям, а
формирование и сбыт аудитории рекламодателям.
Одна из серьезных проблем, связанных со СМИ, состоит в том, чтобы оградить
неполитизированную часть общества (а это преобладающая в количественном отношении
часть населения, а следовательно - основной электорат на любых выборах), во-первых, от
монополизированной государственной идеологии; во-вторых, от различного рода партийной
пропаганды (при отсутствии политического плюрализма в обществе); в-третьих, от
информационного влияния средств массовой информации, выражающих интересы крупных
финансовых и промышленных монополистов. Это могут сделать только СМИ, которые поли-
тически нейтральны (не имеют политических «хозяев»), не находятся в экономической
зависимости от государственного бюджета или финансово-промышленных структур и на
этой основе способны удовлетворять информационные потребности общества в целом.
Такие СМИ в теории и политической практике называются «общественными»,
«некоммерческими», «публичными». В ФРГ используется термин «публично-правовые
средства массовой информации». Организации (компании) таких СМИ наделены широкими
правами самоуправления, финансируются они из налога на радио и телевидение,
собираемого телерадиокомпаниями самостоятельно с каждого потребителя. Государство
имеет право конституировать публично-правовые радиотелекомпании и закрыть» их, но,
пока они существуют, они не подлежат его непосредственному влиянию. Наличие и
функционирование общественных (публично-правовых) средств массовой информации -
атрибут любого демократического общества. Вместе с тем, подчеркнем еще раз, в
демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, учреждать
СМИ и выражать свои интересы законным путем могут любые социальные группы, из
которых в конечном счете и состоит гражданское общество.
Итак, с учетом сказанного, можно сделать следующие выводы относительно места и
роли СМИ в политической системе общества:
1. СМИ
не являются ветвью государственной власти («четвертой властью»).
Представление о них как о ветви государственной власти ошибочно, а реализация его на
практике может нанести серьезный вред обществу. Такое представление вредно хотя бы
потому, что в демократическом обществе, основанном на принципе политического
плюрализма, СМИ должны быть рассредоточены, разделены между государственной
властью и негосударственной, между государством и обществом, между различными
политическими силами. Иное может привести к диктатуре СМИ, а точнее - тех, кто за ними
стоит. СМИ - это
орудие власти. Такое же орудие власти, как, например, пушки (только
«стреляют» они информационными, идеологическими зарядами). Однако никому не
приходит в голову называть артиллерию «четвертой» (или «пятой», «шестой» и т. д.) ветвью
государственной власти.
2. Природа СМИ как орудия власти
не позволяет рассматривать их не только как
ветвь государственной власти, но и
как самостоятельный компонент политической
системы общества. СМИ могут и должны находиться в руках различных политических сил
(общества, государства, партий и др.). И именно эти силы, а не сами СМИ, являются
элементами политической системы. О СМИ можно говорить как об общественном институте
(и, следовательно, об их институализации), но в смысле особого общественного явления, а
не особого, самостоятельного элемента политической системы общества. В какой-то мере на
политическую самостоятельность могут претендовать лишь публично-правовые СМИ. СМИ
обособлены как организации (компании), но это лишь с точки зрения их внешнего,
организационного оформления.
3.
Функции СМИ определяются их политической и финансовой принадлежностью, а
также природой общества в целом. СМИ являются не создателем той или иной идеологии, а
лишь ее распространителем. В тоталитарном обществе СМИ пропагандируют официальную
идеологию, воспитывают массы в духе приверженности официальной доктрине, критикуют
Hosted by uCoz