133
тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение
конституции, и с дисциплиной военного и полувоенного типа.
Ко всем партиям предъявляется требование
строго соблюдать конституцию
и
демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями
гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти.
В международном документе Копенгагенской встречи (1990 г.) в рамках Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) записано, что
партии не должны
сливаться с государствам. Эта запись предостерегает от повторения опыта тоталитарных
однопартийных режимов, в том числе и советского, когда единственная партия поглотила не
только государство, но в значительной степени и гражданское общество. В таких случаях
образуются так называемые «партийные государства». Сама по себе концепция «партийного
государства» («государства партий») изначально ничего плохого в себе не несет: она
служила лишь обоснованием необходимости правового регулирования деятельности партий.
Основная идея этой концепции - признание партий как необходимых элементов
функционирования демократических государственных институтов.
В настоящее время в Конституции России правовое положение политических партий
приведено в соответствие с мировыми демократическими стандартами: признаны
политический плюрализм, конкуренция в борьбе за власть посредством завоевания голосов
избирателей, запрещены партии тоталитарного типа, исповедующие насилие как главное
средство политической борьбы (ст. 13 Конституции РФ). Партия организуется по
инициативе учредителей и может начать легальную деятельность после регистрации ее
устава в Министерстве юстиции Российской Федерации. Ее деятельность может быть
запрещена, если она преступает конституционные рамки, нарушает требования конституции
и закона, предъявляемые к политическим партиям.
И партии, и государство являются
политическими организациями, политическими
общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются
«элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство
является
центральным звеном политической системы, которое устанавливает «правила
игры» для всех политических сил и выступает фактором, интегрирующим элементы
политической системы в единое целое.
Думается, однако, что такая конструкция, как «политическая система», во многом
требует пересмотра. Она была удобна для советского политического мышления, когда все
политические институты должны были находиться в одной упряжке, вращаться вокруг
одного политического «ядра».
Баланс политических сил, их равновесие и взаимодействие, существующие в свободном,
демократическом обществе, - это система особая. В любом случае, это не та политическая
система, какой она была представлена в советском государствоведении и тоталитарном
политическом мышлении. С точки зрения современных представлений, наряду с
государством следует учитывать и интегрирующую роль
гражданского общества, его
определяющее влияние на государство. А ведь политические партии являются одним из
институтов гражданского общества.
Вместе с тем, в отличие от партий, государство
выражает интересы общества в
целом, является официальным представителем всего народа. В этой связи государство
обладает только ему присущими возможностями и атрибутами - «рычагами» политической
власти, за обладание которыми и борются политические партии с тем, чтобы с помощью
механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ.
Правящие
политические партии, то есть те, которые уже тем или иным путем получили доступ к
механизму государственной власти, осуществляют власть главным образом через рас-
становку членов своих партий на важнейшие государственные посты.
Существует типология политических партий. Различают партии
легальные и
нелегальные, правящие
и
оппозиционные. Правящие партии могут быть
правящими
монопольно
и
правящими в составе коалиции. В зависимости от характера партийной
|