146
климатических условий и вымиранием крупных животных (мамонтов, шерстистых
носорогов и др.).
Из такого подхода можно сделать вывод, что если бы не было резкого изменения
климатических условий, то не было бы и государства. Думается, все-таки, что возникновение
государства является следствием не революций и природных кризисов, а результатом
нормального эволюционного развития общества,
следствием реализации социальной
программы развития человечества. Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая
система имеет свои собственные, внутренние механизмы и стимулы развития. И этот про-
цесс самоорганизации общества никогда не останавливался и происходит сейчас, уже как
общепланетарный процесс формирования наднациональных, надгосударственных органов
координации и управления. (Точно так же, как государство в свое время поднялось над
родовыми, семейными, групповыми интересами и приняло на себя функцию «общих дел».)
Налаживание производства в масштабе общества и социальное расслоение шли как два
взаимосвязанных процесса, но в общем процессе формирования того или иного государства
мог занимать превалирующее значение, выступать на первый план как тот, так и другой. Так,
в литературе указывают на «восточный путь» возникновения государств, основанных на так
называемом азиатском способе производства, когда появление государства было вызвано
необходимостью проведения масштабных общественных работ (строительство и
эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия). Экономика
в таком государстве основывалась на государственной и общественной формах
собственности, а социальное расслоение явилось следствием узурпации не самих средств
производства, а управления ими (появляется слой профессиональных управленцев, своего
рода государственной «номенклатуры»).
Первичным фактором процесса государствообразования на территории Европы
(«европейский путь») выступил процесс социально-имущественного расслоения общества
(процесс классообразования), вызванный формированием частной собственности. Этот путь
возникновения государств подробно описан в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи,
частной собственности и государства».
Названные основные факторы генезиса государства в конкретно-исторических условиях
проявляли себя по-разному и дополнялись в каждом конкретном случае целым рядом
специфических обстоятельств.
87. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли еще в древности
(ранний буддизм, учение Мо-цзы), имели место в философии Эпикура (341-270 гг. до н. э.) и
Тита Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.). Однако основной период разработки теории
общественного договора лежит между публикацией «Левиафана» Гоббса (1651 г.) и трудом
Канта «Метафизические элементы справедливости» (1797 г.). Сторонниками этой теории бы-
ли Гроций, Спиноза, Локк, Руссо. В России ее представителем был Александр Николаевич
Радищев (1749-1802 гг.).
В рамках целостной социально-политической доктрины положения теории
общественного договора были разработаны Жан-Жаком Руссо (17121778 гг.) в главном
труде его жизни - трактате под названием «Об общественном договоре, или Принципы
политического права» (1762 г.) и в историческом очерке «Рассуждения о происхождении и
основаниях неравенства между людьми» (1754 г.).
К основным положениям теории общественного договора можно отнести
следующие:
- каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить
человека без его согласия. Руссо подчеркивал, что человек не обязан ничем тем, кому он
ничего не обещал;
|