Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 165 
Next page End  

148
Для политико-правовой доктрины солидаризма характерны следующие моменты:
- идеологическое противостояние и индивидуализму, и социализму (коммунизму);
-
резко негативное отношение к учению о классовой борьбе (Леон Дюги называл его
«отвратительной доктриной»);
- скептическое отношение к субъективным правам, поскольку они, по мнению
солидаристов, разобщают членов общества. «Индивид не имеет никакого права, он имеет
лишь социальные обязанности». Дюги предлагал заменить понятие субъективного права
понятием социальной функции;
- отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав человека,
выдвинутых в революционную эпоху и закрепленных в Декларации прав человека и
гражданина. Дюги утверждал, что люди неравны от природы, занимают соответственно
этому разное положение в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое
состояние;
- взгляд на буржуазию и пролетариат как на взаимосвязанные классы, каждый из
которых выполняет социально необходимую функцию и которые должны совместно и
солидарно трудиться в общественном производстве;
- одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась не как
субъективное право индивида, а как его обязанность «свободно, полно и совершенно
выполнять социальную функцию собственника»;
- понимание социальной солидарности как «факта взаимной зависимости, соединяющей
между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода
человеческого»;
- идея о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая
стоит выше государства и положительных (писаных) законов, а они лишь служат ее
осуществлению. Дюги формулировал эту норму следующим образом: «Ничего не делать, что
уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что
в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих
формах»;
- акцент на положительных обязанностях государства. По мнению Дюги, норме
солидарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном
обеспечении, охране труда и др.
Теория солидаризма оказала значительное и долговременное влияние на политико-
правовую идеологию и практику. В России идеи Леона Дюги были поддержаны (хотя и не
безоговорочно) такими видными правоведами, как Павел Иванович Новгородцев и Максим
Максимович Ковалевский. На идеи Дюги о «социальных функциях» права благожелательно
ссылались А. Г. Гойхбарг и другие советские юристы 1918-1920 гг. В дальнейшем доктрина
Дюги о синдикалистском (корпоративном) государстве была использована фашистской
партией Италии, франкистским и другими антидемократическими режимами, что подорвало
доверие к фактически умеренным идеям солидаризма, ряд которых сохраняет актуальность и
по сей день.
89. АНАРХИЗМ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
В свое время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, которых оно в
равной степени ненавидит - анархию и деспотизм.
Термин «анархизм» произошел от греческого слова, означающего «безначалие,
безвластие». Идея анархизма была высказана еще в античное время древнегреческим
философом Платоном (427-347 гг. до н. э.) в его труде «Республика». Отдельные фрагменты
анархизма содержатся в философии основоположника стоицизма Зенона (333-262 гг. до н.
э.), в христианском движении IX в. (Армения), в идеологии гуситских движений XV в., в
утопиях Ф. Рабле и Ф. Фенелона, в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской
революции.
Hosted by uCoz