Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 165 
Next page End  

18
В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменялась «юридическим
мировоззрением», в котором возвышалась роль права как созидательного начала,
обеспечивающего гармоничное развитие общества.
Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной
регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с
моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы
может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в
данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «1.
Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом».
Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-
нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - «не
убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма
действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они -
необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового
порядка в обществе.
10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная
эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до
возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития,
социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих
общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было
обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм
его социального бытия.
Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община),
который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного
коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все
это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом
было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых
членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от
него отчуждены.
Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны
следующие черты:
1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически
обусловленный процесс формирования.
2. Действие на основе механизма обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных,
ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», которое ввел российский
этнограф А.И. Першиц.)
4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их
требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально
необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по
этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами
и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных
делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос
показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или
обязанностью?» («Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884).
Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов.
Hosted by uCoz