Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 165 
Next page End  

6
а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны);
б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции;
в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией.
В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о
Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют
более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. В РФ на принятый
конституционный закон не может быть наложено вето Президента.
Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы за-
конодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на
федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации.
Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не
должны ему противоречить.
В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами
являются следующие:
а) указы Президента РФ;
б) нормативные акты Правительства РФ;
в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств,
государственных комитетов и ведомств).
На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в президентских
республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты
республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края,
области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 22 апреля 1996 г. органам местного
самоуправления (они не входят в систему органов государственной власти) предоставлено
право принимать по вопросам своего ведения правовые акты.
Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные
нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного
предприятия, учреждения, организации.
4. СУБЪЕКТИВНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО. ВЗАИМОСВЯЗЬ
СУБЪЕКТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ПРАВА И СУБЪЕКТИВНОЙ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
В юриспруденции слово «право» используется для обозначения двух взаимосвязанных,
но разных явлений: одно из них именуется объективным правом, другое - субъективным
юридическим правом.
Объективное право - это разновидность социальных норм, социальный регулятор, то
есть как бы «право вообще». Характерно, что в этом смысле о праве невозможно говорить во
множественном числе: если речь идет о «правах», значит имеются в виду права
субъективные. Когда объективное право рассматривается вне связи с субъективным
юридическим правом, то его называют просто «правом»: гражданское право,
административное право и т. д.
Субъективное юридическое право - явление, тесно связанное с объективным правом,
обусловленное им, возникающее на его основе, но тем не менее качественно от него
отличающееся, то есть другое явление.
Анализируя данный вопрос, следует сразу разграничить две проблемы:
а) проблему объективного и субъективного в праве;
б) проблему объективного права и субъективного юридического права. 
Первая имеет философский характер и смысл ее в том, чтобы определить, в какой
степени то явление общественной жизни, которое юристы именуют «объективным правом»,
объективно, а в какой — субъективно. Наша же проблема лежит в плоскости
юриспруденции, и субъективное юридическое право здесь называется «субъективным» лишь
Hosted by uCoz