21
В 1995 г. в сфере обращения на самостоятельном балансе числилось 85,1 тыс. различных
торговых предприятий и 8,9 тыс. предприятий общественного питания. Среднесписочная
численность работников составляла соответственно 2545 и 387 тыс. человек. В
негосударственном секторе было занято 83% от общего числа торговых предприятий, в том
числе в розничной торговле 84%, в общественном питании 75%.
Процесс приватизации государственной собственности в отраслях народного хозяйства
получил наибольшее развитие в сфере обращения в 1995 г. лишь 13% розничного
товарооборота приходилось на предприятия государственной торговли. Темпы расширения
негосударственного сектора в торговле приведены на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Распределение розничного товарооборота по формам собственности, %
Особенности переходного периода нашли отражение в динамике основных показателей,
характеризующих изменение состояния товарного рынка за последние годы. Одним из важ-
нейших показателей является розничный товарооборот (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Динамика розничного товарооборота во всех каналах реализации*
Показатели
1991
1992
1993
1994
1995
Розничный товарообо
529
5600
58762
213430
553 466
рот, всего, млрд. руб.
Сводный индекс потре
2,6
26,1
9,4
3,2
2,3
бительских цен (в ра
зах к предыдущему
году)
Индекс физического
129
125
127
127
118
объема розничного
товарооборота
(1985= 100%)
Доля продовольствен
47
55
45
46
48
ных товаров,%
Доля непродовольст
53
45
55
54
52
венных товаров, %
* Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. М.: Логос,
1996. С. 316317.
Данные таблицы свидетельствуют об устойчивой тенденции падения уровня жизни
населения в 19911995 гг. индекс физического объема розничного товарооборота в 1995
г. снизился по сравнению с 1991 г. на 11 пунктов. Из рассматриваемых пяти лет самым
трудным оказался 1992 г., что нашло отражение в структуре потребления
продовольственных и непродовольственных товаров. Это единственный год, когда затраты
на продукты питания достигли своего пика 55% от общих расходов.
Важным показателем состояния потребительского рынка является коэффициент
насыщенности розничной торговли, который рассчитывается как отношение количества
городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к общему числу
обследуемых городов* (рис. 2.6).
|