Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 145 
Next page End  

8
Сущность конкуренции проявляется в свободе выбора экономических решений
участниками рыночных отношений в условиях соперничества за максимизацию личной
выгоды. Необходимые предпосылки возникновения конкуренции:
• наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и
покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;
• отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для
мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);
• доступность информации, генерируемой рынком (за исключением информации,
составляющей коммерческую тайну): о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.
Основными факторами, определяющими размах конкуренции в сфере обращения,
являются:
• совокупность условий экономического, юридического и социального характера,
обеспечивающих покупателям возможность выбора магазина в зависимости от цен, качества
товаров, уровня обслуживания;
• количество поставщиков и их способность диктовать свои условия;
• конкуренция внутри отрасли между существующими компаниями;
• появление на рынке новых торговых предприятий. 
Очевидно, что от обоснованности выбора рыночной ниши зависит степень влияния
названных факторов на напряженность конкурентной борьбы.
Функции рынка
В конкурентной рыночной экономике рынок выполняет 3 основные функции:
• последовательное сбалансирование предложения и спроса по объему и структуре;
• установление равновесной цены, т.е. цены предложения на уровне, отражающем
общественную значимость произведенного товара или предлагаемой услуги;
• создание предпосылок (через конкурентную среду) для постоянного стремления
субъектов рынка к повышению экономической эффективности их деятельности.
Структура рынка
В структуре объектов внутреннего рынка экономики рыночного типа выделяют
следующие основные группы рынков:
средств производства и производственных видов деятельности;
потребительских товаров, услуг, жилья;
зданий и сооружений непроизводственного назначения;
рабочей силы;
ценных бумаг, валюты;
информации и инноваций.
Указанные рынки представлены в агрегированном виде и могут быть разукрупнены при
предметном изучении. Так, в структуре рынка потребительских товаров, услуг и жилья веду-
щую роль играет рынок потребительских товаров, поскольку через его каналы
произведенная продукция поступает в личное потребление. Тем самым получает завершение
процесс общественного воспроизводства, и создаются необходимые условия для его
возобновления.
В свою очередь потребительский рынок также имеет определенную структуру,
содержание которой обусловливается рядом факторов — центральное место среди них
занимают натурально-вещественный состав и функциональное назначение реализуемых
потребительских стоимостей. По этим признакам в структуре рынка потребительских
товаров можно выделить, например, рынок продовольственных товаров и рынок непродо-
вольственных товаров.
Рынок классифицируется также по географическому положению, характеру продаж и
другим факторам.
Субъекты рынка
Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих
в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи:
Hosted by uCoz