87
полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);
передвижную (развозная и разносная).
По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:
смешанную (торгующую продовольственными и непродовольственными товарами на
одном рабочем месте продавца);
специализированную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или
комплексов);
узкоспециализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);
универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или
непродовольственных товаров).
Структура розничной сети это соотношение различных типов предприятий:
соотношение предприятий, торгующих продовольственными и непродовольственными
товарами;
удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых
предприятий;
используемые формы продажи и методы обслуживания;
соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп
товаров;
продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);
соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и
встроенных зданиях;
удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе
предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
средний размер торговой площади одного магазина.
Специализация торговой сети это ограничение деятельности отдельных предприятий
по торговле отдельными группами товаров.
Типизация торговых предприятий система мероприятий, направленная на отбор
технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов и использующая
следующие показатели: торговая площадь, товарный ассортимент, форма продажи товаров.
Типизация магазинов позволяет сократить затраты на их строительство, упорядочить
ассортимент, обеспечить уровень обслуживания.
Показатели качества розничной торговой сети
К данным показателям относятся:
плотность торговой сети количество торговых единиц, приходящихся на 10 000
жителей;
обеспеченность населения розничной торговой сетью торговая площадь,
приходящаяся на 1000 жителей;
доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;
уровень специализации розничной торговой сети отношение количества
специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;
общая численность торговых предприятий;
средняя торговая площадь магазина;
соотношение торговой и неторговой площади магазина.
Методы размещения розничной торговой сети
Методы размещения бывают следующими:
равномерный с целью максимального приближения к населению;
концентрический или ступенчатый выделяется общегородской тип, тип жилых
районов;
групповой предполагает создание торговых улиц, торговых центров.
Торговый центр это комплекс функционально и пространственно связанных
предприятий торговли, массового питания, бытового и других видов обслуживания, который
|