Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
37
мышлению», которое с возрастом овладевает людьми все больше и больше, делая их поведение
все более стереотипным. При конвергентном мышлении ряд историй или тем сводятся к одной.
При дивергентном мышлении одна идея разветвляется по множеству направлений, как ветвь
дерева. Для стимуляции воображения и усиления творческой способности оказалась полезной
книга Рида Дайтсмана «Разбудите вашу мысль». В ней приведены 365 упражнений для ума
типа: «Назовите семь способов не пролить кофе во время езды на машине».
С помощью подобных же историй Эриксон заставлял людей думать.
Камни и квантовая механика.
Вы все видели мои камни, отполированные двести миллионов лет назад. Мой
пятнадцатилетний внук сказал: «Эти камни были отполированы двести миллионов лет назад.
Ясно, что человек здесь ни при чем. Я хочу знать, кто их так отполировал. Только не надо мне
показывать камни, отполированные водой. Я жил на Окинаве и видел отполированные водой
камни. И рядом с вулканом я тоже был, это не то. Ты показываешь мне что-то непонятное,
пришедшее из седой древности. И в то же время я знаю, что ты показываешь мне то, что мне
известно. Мне нужно перестать думать про песок и воду, про лед и человека».
Пока он так размышлял, я сказал: «У меня есть для тебя еще одна загадка. К. чему это
относится? „Как мне хочется выпить, алкоголя разумеется, после прочтения нескольких
сложных глав по квантовой механике“?»
Он ответил: «Не понимаю. Я не знаю квантовой механики».
«А тебе и не нужно ее знать, – сказал я, – можно дать и неграмотный ответ. Смотри.
Нужно вбить два столба в землю, примерно в полуметре друг от друга. Положить на них сверху
перекладину так, чтобы она на несколько сантиметров выступала по бокам столбов. Вот тебе и
неграмотный ответ,»
Внук Эриксона задумался на несколько минут, а затем воскликнул: «Никогда в жизни я не
думал, что возможен такой ход мысли!» Большинству читателей, вероятно, потребуется даже
больше времени, чтобы зрительно представить себе этот «неграмотный» ответ, или нарисовать
две вертикальные черты с горизонтальной линией над ними – символ числа "p". Эриксон делает
еще один намек. Он говорит: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Таким образом,
вместо того, чтобы сказать просто: «Эта задача требует работы памяти», Эриксон приводит
пример с задачей на мнемоническое правило, тоже требующей работы памяти, предоставляя
читателю самому устанавливать логические связи.
Камни, которые Эриксон показывал внуку, когда то находились в зобу у динозавра. Они
были отполированы в процессе перетирания пищи перед ее попаданием в желудок. Таким
образом, внук был прав, когда понял, что камни были отполированы не песком, водой, льдом
или руками человека и ему следует подумать о чем-то другом. Ему нужно было выйти за
привычный круг мысли, чтобы решить эту загадку. Эриксон говорит своим слушателям и
читателям, что им следует выйти за пределы обычного мышления. Загадка с камнями не
связана с загадкой с символом числа «Пи», если не считать того, что обе они являются
загадками.
Если читатель еще не установил логической связи, он может попробовать сосчитать число
букв в каждом слове английского предложения «Как мне хочется выпить…»’ Правильно! "p"
равно 3,14159265358979…
Как пройти из комнаты в комнату.
Я спросил студента: "Как пройти из этой комнаты в другую? "
Он ответил: «Сперва нужно встать. Затем сделать шаг…».
Я остановил его и сказал: «Назовите все способы, какими можно перейти из одной
комната в другую».
Он сказал: «Можно бегом, можно шагом, можно прыгая на одной ноге или на двух, можно
Hosted by uCoz