Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
75
историй, которые узнал от других привидений, в основном о том, как ведут себя дети, когда они
маленькие. Мои внуки читали эти письма и получали информацию о внутреннем мире своих
родителей.
Дети играют и словами, и мыслями. С помощью своего яркого воображения они создают
себе кошек и собак, и беда лишь в том, что взрослые не могут их увидеть.
Когда мы ехали на машине в гости к моим родителям из Мичигана в Висконсин, я решил
немного предвосхитить события и заговорил о блинах: «Какую стопку блинов ты хотел бы
съесть?»
В этот момент мы проезжали мимо стога сена. «А вот такую, как этот стог». Стопка
блинов и стог сена. Вот так мы и научились играть во многие игры.
Самое лучшее, что можно сделать, работая с гипнозом, это, я думаю, использовать все,
что вам говорит пациент. Его ассоциации могут иметь отношение к детству.
Зачем вы носите эту трость!
Я читал лекцию перед большой аудиторией врачей, и, когда я закончил, один из
присутствующих сказал: «Мне очень понравилась ваша лекция, и я внимательно следил за
всеми рисунками, графиками и объяснениями. Одного не могу понять. Почему вы не
воспользовались указкой, которая лежала у доски? Зачем вы носите с собой трость, которой
пользуетесь как указкой?»
«Я ношу с собой трость, потому что хромаю. Она всегда под рукой и ею можно
воспользоваться как указкой», ответил я. Он сказал: «Вы не хромаете». Выяснилось, что не
только он, но и многие из присутствующих не заметили, что я хромаю. Они подумали, что
трость я ношу для пущей важности, а когда нужно, пользуюсь ею как указкой.
Я приходил во многие семьи и маленькие дети замечали хромоту безошибочно. «Что у вас
с ногой?» – спрашивали они. Сознание ребенка достаточно открыто, в то время как взрослый
человек ограничивает себя. Каждый иллюзионист скажет вам: «Не подпускайте детей слишком
близко, иначе они разгадают ваш фокус». Умы взрослых закрыты. Они думают, что видят все.
Но они не видят. У них запрограммированный взгляд на вещи.
Волшебные представления.
Однажды я пригласил фокусника к себе домой, чтобы устроить для детей небольшое
представление. Он попросил детей сесть как можно дальше. Мне было позволено сидеть
близко. Он показал мне кролика, который сидел в картонной коробке в соседней комнате. Я
внимательно наблюдал за ним. Следить нужно было только за его руками. Это было нетрудно.
И когда мы уходили из этой комнаты, я знал, что он не взял кролика с собой. Позже, показывая
фокус, он достал шляпу, а из нее извлек кролика. Следует иметь в виду, что я очень
внимательно следил за тем, чтобы он не открыл коробку и не достал оттуда кролика. К
моменту, когда кролик неожиданно появился в шляпе, представление длилось около получаса.
Позже я выяснил, что он на какое-то мгновение отвлек мое внимание и, достав кролика из
коробки, сунул его в специальный карман своей мантии. Мне так и не удалось заметить, чтобы
кролик шевелился под мантией. Потом он достал шляпу, показал ее мне, чтобы я мог видеть
сидящего там кролика.
Один из моих детей, который во время фокуса был в дальнем конце комнаты, сказал: «Вы
достали его из своей мантии!»
10. Наблюдайте: замечайте различия.
В этой главе Эриксон не просто указывает на важность наблюдения и выделения
различий, он дает несколько примеров того, как нужно создавать ситуации, чтобы дать
возможность проявиться интересующему его явлению и увидеть его, получив, таким образом,
Hosted by uCoz