Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
82
Фокусы.
Я выучил несколько простых фокусов, когда проходил интернатуру и специализацию в
Психиатрическом Госпитале штата Колорадо. Там только что открыли клинику реабилитации
детей с отклонениями в поведении. Каждый сотрудник должен был принимать участие в ее
работе, что страшно не нравилось детям. Каждый сотрудник работал там по две недели, и всех
это повергало в ужас. Это была сущая пытка, потому что дети были настроены крайне
враждебно. Когда настала моя очередь и ко мне в кабинет вошел мальчик, сверкая глазами, я
показал ему фокус. Я отвернулся, чтобы он не видел, как я его готовлю, но он ясно дал понять,
что его это не устраивает, и потребовал раскрыть секрет. Тогда я показал другой фокус.
Расстались мы лучшими друзьями. Я разучил полдюжины фокусов и среди мальчишек разнесся
слух об этом. Они все хотели меня видеть. Они от меня что-то хотели и я, таким образом, имел
возможность получать то, что мне нужно от них. Было очень просто сделать так, чтобы они
играли с вами, не осознавая того, что вы играете на их струнах.
«Было очень просто сделать так, чтобы они играли с вами, не осознавая того, что вы
играете на их струнах)». В этой фразе сконцентрирован смысл самого важного принципа
Эриксона принципа вызывания интереса и поглощения внимания пациента, в то время как
психотерапевт, часто с помощью неосознаваемых внушений, «играет» на струнах его
бессознательного. Иными словами, психотерапевт, подобно музыканту, вызывает на клавиатуре
бессознательного своего пациента «музыку» ранее подавленных навыков и знания, которые до
этого не могли быть им приняты. Для начала большинство пациентов должны почувствовать
себя инструментом, позволить психотерапевту коснуться своих струн, и играть на них. Когда
придет опыт, тогда они смогут научиться играть сами.
Эксперимент по экстрасенсорному восприятию с Джозефом Бэнксом Райком.
Райн сидел за столом с несколькими испытуемыми, демонстрировавшими ЭСВ. Я сидел с
коллегами за другим столом и был настроен очень скептически. Мы так расположились в
креслах, чтобы видеть, хотя бы частично, изображенные на картах символы. Опыт происходил
ночью, и на столе горело несколько ламп. Карты лежали перед Райком, и он их открывал одну
за другой. Мы наклоняли головы, чтобы увидеть карты в косом освещении. Можно было
видеть, как на рубашке карт в косых лучах проступали контуры звезды, потом квадрата. Дело в
том, что в то время карты изготовляли методом типографского штампа. Это едва заметное
тиснение проступало на обратной стороне карты и отражало свет немножко иначе, так что если
вы садились под нужным углом, то могли его увидеть. Точно так же вы можете взять.тобой
предмет и посмотреть на него прямо. Поверхность покажется ровной. Затем наклоните его под
утлом к свету и вы сможете увидеть фактуру его поверхности с выступающими на ней
неровностями. После этого Гильберт, Вате он (другие участники опыта) и я вызвались быть в
качестве испытуемых и доктор Райн подумал, что получил в нашем лице троих великолепных
экстрасенсов, потому что мы без сучка и задоринки назвали ему символы на всех двадцати пяти
картах.
Как показывает Эриксон, не нужно даже быть тренированным наблюдателем, чтобы
заметить неровности на обратной стороне карт. В некоторых случаях бывает достаточно только
увидеть вещи под иным углом зрения. В приводимой ниже истории он рассказывает о молодом
человеке, который, совмещая хорошую наблюдательность и сильно развитую память, добился
удивительных результатов.
Карточный фокус.
Один из моих испытуемых, с которым я проводил гипнотические опыты в Уорчестере,
сказал: «Я не люблю показывать этот фокус. У меня от него начинаются сильные головные
|