Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
85
то же самое, что и ты. Я думаю, что один из вас сошел с ума, потому что Иисус Христос может
быть только один ".
Джон обдумывал это целую неделю. И потом сказал: «Я говорю то же самое, что и этот
сумасшедший дурак. Он ненормальный, а я говорю то же самое, что и он. Отсюда следует, что я
тоже сошел с ума, а я не хочу быть сумасшедшим».
Я сказал: «Тогда я думаю, что тебе не надо быть Иисусом Христом. Ведь ты не хочешь
быть сумасшедшим. Ты будешь работать в больничной библиотеке». Он работал там несколько
дней, а потом подошел ко мне и сказал: «Здесь что-то здорово не так. В каждой книге на
каждой странице написано мое имя». Он открыл книгу и показал мне: ДЖОН ТОРНТОН. На
каждой странице он находил свое имя.
Я согласился с этим и показал ему, как на каждой странице можно прочитать: МИЛТОН
ЭРИКСОН. Я попросил его помочь мне найти имена доктора Хью Кармайкла, Джима Глиттона,
Дэйва Шакоу. Мы могли прочитать на этой странице практически любое имя, какое только
приходило ему в голову.
Джон сказал: «Эти буквы относятся не к имени, они относятся вот к этому слову!»
«Правильно»,сказал я.
Джон продолжал работать в библиотеке. Через полгода он был выписан домой без всяких
признаков психоза.
Эриксон не полагается на обычные методы убеждения. Вместо этого он ставит Джона в
ситуации, в которых он сам может обнаружить ложность своих мыслей. Эриксон применяет
технику «зеркального отражения» поведения пациента. В первом случае Эриксон устраивает
так, что «зеркалом» для отражения бредовой идеи является другой пациент, страдающий той же
бредовой идеей. Во втором случае Эриксон сам становится «зеркалом» и копирует поведение
пациента, находя свое имя на странице книги. Этот «зеркальный» подход был использован
Робертом Линдером в повести «Автомобиль с реактивным двигателем», которая заняла свое
место в ряду классических произведений. Эриксон однажды сказал мне, что Линдер был его
студентом и советовался с ним перед опубликованием своего сборника «Час из пятидесяти
минут», в котором была помещена эта повесть. В ней рассказывается о том, как психотерапевт
лечил больного, полностью погрузившегося в миры своих фантазий. Врач буквально
обрушивает на пациента свои восторженные рассказы о «путешествиях» в эти миры и о том,
что он там испытал. Он присоединяется к больному, разделяя его бред, и тогда больной сам
принимает на себя роль психотерапевта, пытаясь доказать, что образ мышления, которым они
оба пользуются, является на самом деле бредовым.
Герберт.
Когда я начал работать в государственном госпитале в Род Айленде, меня поставили на
мужское отделение, в котором находился пациент по имени Герберт. Он провел там почти три
года. До поступления Герберт весил 120 килограммов. Он был чернорабочим и проводил все
свое время либо за работой, либо играя в карты. Его жизнь состояла из двух этих занятий:
работы и игры в карты.
У него началась депрессия, причем очень серьезная. Он стал терять вес, и после
госпитализации еще примерно четыре месяца он весил сорок килограммов. Его усиленно
кормили через трубку, но безрезультатно.
Конечно, Герберт, от которого устали другие доктора, достался мне, вместе с его
искусственным питанием. Я был молодым новичком, и поэтому мне перепала самая черновая
работа. Первое, что я сделал, это сократил искусственное питание до той дозы, которую считал
достаточной для пациента, весившего сорок килограммов.
Когда я кормил Герберта через трубку, он сказал: "Вы что, такой же псих, как и все эти
врачи? Вы тоже собираетесь проделать со мной ту же штуку, как и другие, притворяясь, что
занимаетесь искусственным кормлением? Я знаю, что вы принесли мне искусственное питание,
я его вижу. Но вы все фокусники и делаете так, что оно каким-то образом исчезает, как под
руками иллюзиониста! Меня так ни разу и не накормили! Вы просто засовываете мне трубку
|