Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
97
Мы, калеки.
К концу третьей недели занятий (студенты уже знали, что я люблю шутки. И тогда я
сказал им: "В следующий понедельник утром ты, Джерри, пойдешь на пятый этаж и оставишь
там двери лифта открытыми. А ты, Томми, будешь стоять у лестничного пролета и смотреть,
что будет твориться на первом этаже. Когда увидишь, что я поднимаюсь по лестницей дай
сигнал Джерри отпустить двери лифта, чтобы они закрылись, а ты, Сэм, будешь стоять на
первом этаже и нажимать на кнопку вызова лифта. А тем временем вы распустите слух, что в
понедельник утром Эриксон собирается выкинуть одну из своих «штучек».
Слух пошел хороший, и в следующий понедельник они все были на занятиях, включая
мальчика с протезом. Этот студент на первом курсе был очень общительным и дружелюбным
со всеми. На втором курсе все полюбили его, как и он всех остальных. Он был общительным,
способным студентом, которого все любили и уважали. На втором курсе он не по своей вине
попал в автокатастрофу и потерял ногу. Когда ему сделали протез, он стал замкнутым и очень
ранимым. Декан предупреждал меня, что, несмотря на замкнутость и ранимость, он очень
способный студент. Но от его дружелюбности не осталось и следа, он никогда не отвечает на
приветствия, никогда ни с кем не здоровается, а просто зарывается в книги и занимается своим
делом.
Я  попросил декана подождать пару месяцев, чтобы студенты привыкли ко мне и
познакомились поближе, а потом уж я займусь этим парнем. И вот, в понедельник, когда
Джерри держал двери лифта, а Томми наблюдал за происходящим на лестнице, я в половине
восьмого вошел в здание и застал всю группу у дверей лифта. Я включился в их разговор о
погоде, о событиях в Детройте и о разном другом, а потом спросил: «Что у тебя с пальцем,
Сэм? Ты обессилел? Нажми на кнопку вызова».
« Я нажимал», сказал он.
«Может быть, ты мало каши ел, так нажми на нее двумя руками».
«И двумя нажимал, но этот чертов дворник так озабочен спуском своих ведер, что
наверняка оставил дверь открытой, чтобы никто не перехватил лифт».
Я подождал немного и сказал Сэму: «Нажми еще раз».
Он нажал, но безрезультатно. Наконец, когда было пять минут девятого, я обратился к
студенту с протезом: «Ну что, давай мы будем прыгать по ступенькам, а лифт оставим тем, кто
здоров». «Мы, калеки» начали подпрыгивая забираться вверх по лестнице. Томми дал сигнал
Джерри. Сэм нажал на кнопку. Здоровые остались ждать лифта. Уже через час этот студент был
вновь социализирован. Он получил новую самоидентификацию. Он принадлежал к
профессорской группе «Мы, калеки». Я был профессором. У меня была больная нога, и он
отождествил себя со мной, а я, в свою очередь, отождествил себя с ним. Таким образом,
получив новый статус, он восстановил все свои бывшие социальные связи. Через час он уже
свободно общался.
Часто простое изменение системы отношений может привести к определенным
результатам. В данном случае, разработка детального плана с подбором действующих лиц
сравнима с манипуляциями иллюзиониста перед показом фокуса. Она также соответствует
развитию сюжета, приводящего к развязке анекдота.
Чистый лист бумаги.
В психотерапии значительных результатов можно достичь очень-очень простое даже если
поставленная задача кажется трудновыполнимой. Однажды в наш медицинский колледж
пришел новый декан. Он вызвал меня к себе в кабинет и сказал: «Я новый декан и привел с
собой своего протеже. Я очень дорожу им, потому что это самый способный студент, каких
только мне доводилось встречать. Он одарен в области патологии, которую понимает и
чувствует. Он очень интересуется рентгеновскими снимками, но вот беда – он ненавидит всех
психиатров. У него очень острый язык, и он будет нападать на вас со всех сторон при каждом
удобном случае».
Hosted by uCoz