157
К занимающим доминирующее положение на рынке в соответствии с положениями Закона о
конкуренции субъект может быть отнесен путем включения в реестр предприятий-монополистов.
Доминирующее положение при наличии нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара
признается, если данная группа в совокупности имеет долю на рынке определенного товара более 35%.
Ограничение конкуренции рассматривается как вид монополистической деятельности, которая
осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий
федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между
собой.
Однако действия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую
деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что
положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит
негативные последствия для товарного рынка (п. 2 ст. 5 Закона о конкуренции).
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. ¹ 147-ФЗ "О естественных монополиях"
*
устанавливает
особый порядок отношений с участием субъектов естественных монополий, под которыми понимаются
хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в
условиях естественной монополии, т. е. такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение
спроса на этом рынке эффективнее в
отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей
производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере
увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, .не
могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке
на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от
изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
*
СЗ РФ. 1995. ¹ 34. Ст. 3426.
Закон устанавливает следующие сферы деятельности субъектов естественных монополий:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по
трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и
почтовой связи.
Объективная сторона включает действия различного содержания, которые могут совершаться
также с квалифицирующими признаками.
Монополистические действия, совершенные путем установления монопольных цен,
по
объективной стороне включают в себя принятие решения о размере цены, объявление цены и/или ее
предложение покупателям (как конечным, так и посредникам), распространение установленной цены в
пределах, определяемых доминирующим положением на рынке, реальное применение данной цены на
рынке без каких-либо скидок или льгот, устраняющих ее монопольно незаконный характер, а также
наличие доминирующего положения на рынке. Наступления преступных последствий не требуется.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью недопущения, ограничения или
устранения конкуренции либо целью компенсации необоснованных затрат, либо получения
дополнительной прибыли.
Преступление признается оконченным в момент установления монопольно высокой или монопольно
низкой цены.
Ограничение конкуренции путем раздела рынка по объективной стороне включает: а) соглашения и
вытекающие из них либо совершаемые без особого соглашения согласованные действия, направленные
на установление фиксированных долей на рынке по территориальному принципу (критерию), по
ассортименту реализуемых товаров, либо по кругу продавцов и покупателей (заказчиков); б)
последствия в виде состоявшегося раздела рынка, выражающиеся в установлении господства
определенного субъекта, доля которого превышает 35% товаров, и устранении либо подчинении
конкурентов; в) причинную связь между действиями субъектов и состоянием рынка, которое выражается
в его разделенности (разделе).
Соглашения и согласованные действия, направленные на раздел рынка, могут состоять в создании
дискриминирующих условий для вытесняемого с рынка хозяйствующего субъекта, запрещении
создания новых хозяйствующих субъектов, вытеснении отдельных групп покупателей товаров либо
потребителей услуг, распределении видов товаров (услуг) между участниками соглашения и т. п.
|