193
срок, обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара,
безопасность товара (услуги) и другие свойства, значимые для потребителя.
Информация о товарах (услугах) согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" в
редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.
*
в обязательном порядке должна содержать
обозначения стандартов, сведения об основных потребительских свойствах товаров и услуг,
включающие по продуктам питания сведения о составе, весе, объеме, калорийности и проч.; цену и
условия приобретения, гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного
использования, срок службы и срок годности, а также информацию о действиях потребителя и
возможных последствиях невыполнения таких действий по истечении сроков, юридический адрес
изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной им на принятие претензий, ремонт и
технологическое обслуживание. Потребителю также должна быть предоставлена информация о
сертификации товаров и услуг, если она обязательна, и о правилах продажи товаров, выполнении работ,
а также о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток. При этом закон и
соответствующие нормативно-правовые акты устанавливают форму предоставления информации,
которая может быть обязательной.
*
СЗ РФ. 1996. ¹ 3. Ст. 140.
Важнейшими специальными нормативно-правовыми актами являются Правила продажи товаров по
образцам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. ¹ 918
*
, в сфере
бытового обслуживания Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации,
утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. ¹ 1025
**
, а в сфере оказания
услуг общественного питания это Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. и др.
*
СЗ РФ. 1997. ¹ 30. Ст. 3657.
**
СЗ РФ. 1997. ¹ 34. Ст. 3979.
Объективная сторона преступления включает действия (бездействие), состоящие в обмане,
условия совершения этих действий, а также размер действий по обману и причинение потребителям
последствий в виде крупного ущерба.
Условия совершения обманных действий это их осуществление при реализации товаров, т. е. при
заключении договоров купли-продажи либо оказании услуг в процессе предпринимательской
деятельности. Не является обманом в смысле данной статьи совершение обманных действий в процессе
рекламной кампании либо иного обслуживания, не связанного с заключением договоров между
предпринимателем и потребителем.
Обмеривание и обвешивание (недолив, недовес, недовложение и т. п.) представляют собой передачу
товаров в объеме, не соответствующем заключенному договору и установленным стандартам либо
иным условиям, определяющим вес, объем и иные количественные параметры, передаваемого товара.
При этом не имеет значения способ, которым изменены с отступлением от стандарта или договора,
количественные параметры товара, например в случае предварительного расфасовывания.
Обсчет (неправильное исчисление цены товаров или услуг, неправильная сдача денег потребителю и
др.) представляет собой отступление продавцом или лицом, оказывающим услугу, от заранее
условленной либо объявленной цены без
ведома потребителя. Обсчетом может быть также заведомо
неправильное указание цены, если ее размер определен нормативно-правовыми актами и не
устанавливается по соглашению с потребителем.
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств
или качества товара есть передача
заведомо искаженной информации в целях воздействия на принятие решения покупателем. Искажением
является несоответствие информации, которую должен получить потребитель, реальным свойствам и
качеству реализуемого товара или оказываемой услуги. Объективно такая информация является
искаженной уже в момент ее передачи.
Иной обман потребителя должен быть направлен на дезориентацию потребителя относительно
значимых для него условий договора, например о доставке на дом, установке, послепродажное
обслуживании и проч.
По прямому тексту Закона преступление является оконченным с момента причинения потребителям
крупного ущерба, ибо в примечании к статье обманом потребителей в крупном размере признается
обман, причинивший ущерб потребителям. Такое определение отсутствовало до 1 июля 1993 г., и
|