Navigation bar
  Print document Start Previous page
 196 of 477 
Next page End  

196
муниципальные предприятия, в общественных и религиозных объединениях, потребительских
кооперативах, учреждениях, фондах и иных некоммерческих организациях, не являющихся
государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и
муниципальными учреждениями. Специальные преступления совершают лишь конкретно указанные в
статьях УК лица: частный нотариус, частный аудитор, руководитель или служащий частных охранных
или детективных служб.
Субъектом общих преступлений против интересов службы в коммерческой или иной организации
может быть не любой служащий этой организации, а лишь выполняющий в ней управленческие функции
т. е.
постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющий организационно-
распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (примечание 1 к ст. 201 УК).
Обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей, принято считать
организационно-распорядительными. К ним, в частности, относится руководство в целом коммерческой
или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной
деятельностью отдельных работников (организация и планирование работы, подбор и расстановка
кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка
исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т. п.). Административно-хозяйственные
обязанности связаны с правом распоряжения и управления имуществом (совершение сделок,
заключение контрактов от имени организации, установление порядка хранения, переработки и
реализации имущества, учет и контроль над расходованием материальных ценностей, организация
реализации товаров и оказания услуг, получение и выдача денежных средств и документов и т. п.).
Поэтому лицами, выполняющими в коммерческих и некоммерческих организациях управленческие
функции, можно, в частности, считать членов советов директоров (наблюдательных советов),
директоров, управляющих, председателей правления и других руководителей организаций, их
заместителей и членов правления, руководителей структурных подразделений (начальники цехов, на-
чальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых и других отделов и служб, заведующие
лабораториями, кафедрами, магазинами, ателье, ресторанами, пунктами проката и т. д. и их
заместители), бухгалтеров, руководителей участков работ (мастера, прорабы, бригадиры) и др.
Субъектами ответственности за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и за коммерческий
подкуп (ч. 3 ст. 204 УК) могут быть и такие служащие коммерческих и некоммерческих организаций,
управленческие функции которых связаны с правом совершать по службе юридически значимые
действия, способные порождать, изменять или .прекращать правовые отношения, т. е. имеющие
распорядительный характер. Поскольку здесь имеются в виду прежде всего различные специалисты
коммерческих и иных организаций, негосударственных и немуниципальных учреждений, существует
проблема отграничения управленческо-распорядительной деятельности этих служащих-специалистов, в
ходе которой они могут совершить преступление против интересов службы, от их сугубо
профессионально-производственной деятельности, не связанной с управлением. Например, имеются
основания для привлечения к ответственности за преступления против интересов службы
преподавателей негосударственных и немуниципальных учебных заведений за нарушение
обязанностей, возложенных на них как на членов экзаменационных комиссий.
Управленческие функции могут выполняться субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 23
УК, постоянно, временно или по специальному полномочию. При этом нужно иметь в виду, что лицо,
временно или по специальному полномочию исполняющее обязанности организационно-
распорядительного или административно-хозяйственного характера, может быть признано субъектом
данных преступлений при условии, если эти обязанности были возложены на него в установленном
порядке.
С субъективной стороны все преступления против интересов службы в коммерческих и иных
организациях характеризуются умышленной виной.
Особый характер коммерческих организаций позволил в примечании 2 ст. 201 УК сформулировать
важное, не столько уголовно-правовое, сколько процессуальное положение: если какое-либо деяние из
числа предусмотренных в гл. 23 УК (фактически речь может идти только о злоупотреблении
полномочиями или коммерческом подкупе) причинило вред исключительно коммерческой
организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное
преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. В иных случаях,
когда злоупотребление служащим своими полномочиями причинило вред государственному или
муниципальному предприятию, любой некоммерческой организации либо интересам граждан, не
Hosted by uCoz