Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 477 
Next page End  

201
Квалифицирующим признаком незаконного получения вознаграждения является также его
вымогательство (п. "в" ч. 4 ст. 204 УК), под которым понимается требование со стороны лица,
выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему
материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой
нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он
представляет) или умышленное постав-ление последнего в такие условия, при которых он вынужден
передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых, законных интересов. Например,
сопряженным с вымогательством следует признать получение незаконного вознаграждения, когда
руководитель организации требовал его под угрозой незаконного увольнения с работы.
Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности
только лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику
коммерческой или иной организации: 1) вымогательство этого вознаграждения, 2) добровольное
сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Добровольным считается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию лица
при сознании им того обстоятельства, что о переданном вознаграждении органам власти еще
неизвестно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло
с момента передачи вознаграждения, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о
коммерческом подкупе должно быть признано добровольным и повлечь освобождение от уголовной
ответственности и в тех случаях, когда субъект сообщил об этом ввиду того, что управленческий
работник, получивший вознаграждение, не выполнил обещанного. При этом, конечно, заявитель
должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают.
Незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в
коммерческой или иной организации, совершенная без отягчающих обстоятельств, считается
преступлением небольшой тяжести, а при квалифицирующих обстоятельствах — средней тяжести.
Незаконное получение такого вознаграждения — преступление средней тяжести.
§ 3. Специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и
иных организациях)
К специальным составам преступлений против интересов службы в коммерческих и иных
организациях следует отнести злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
(ст. 202 УК) и превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203
УК). Эти два преступления отличаются от ранее рассмотренных составов преступлений против
интересов службы в коммерческих и иных организациях тем, что их субъектом является не любое лицо,
выполняющее управленческие функции в подобных организациях, а конкретно указанные в статьях
лица: частный нотариус или частный аудитор, руководитель или служащий частной охранной или
детективной службы.
Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК)
определяется в законе как использование частным нотариусом или частным аудитором своих
полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя
или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред
правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества
или государства.
Объектом данного преступления можно считать интересы нормальной деятельности таких
организаций как нотариат и аудиторские фирмы, которым законодательством предоставлено право
осуществлять исключительно важные функции, связанные с обеспечением прав и законных
экономических и иных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства. Ненадлежащее
исполнение своих обязанностей, а тем более злоупотребление предоставленными частным нотариусам
и аудиторам полномочиями способно причинить тяжелейшие последствия физическим лицам и
организациям, обществу и государству.
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан
и юридических лиц путем совершения нотариусам предусмотренных законодательными актами
нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия совершают
нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной
практикой.
Hosted by uCoz