340
Объективная сторона преступления предусматривает два деяния: 1) недоброкачественный ремонт и
2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов
преступления, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению вреда
здоровью или имущественного либо организационного ущерба. Он может заключаться в том, что не
устраняются все неисправности судна, подвижного состава, взлетных полос, средств сигнализации и
связи и т. д. В процессе такого ремонта нарушается технология производства работ, применяются
непригодные в этих целях материалы и т. д.
Так, при проверке сигнализации, связи, централизации и автоблокировки станции Кабаклы Барабинского
отделения Западно-Сибирской железной дороги было установлено, что электроприводы стрелок ¹ 5 и 7 требуют
безотлагательного ремонта. При его производстве начальник дистанции сигнализации и связи С., начальник
станции Б., старший электромеханик Н. и дежурная 3. грубо нарушили существующие правила. В частности, С.
перепутал местами провода
на клемме электродвигателя, а Б., переводя курбелем стрелку, не довела ее до
крайнего положения.
Перепутанные провода и не доведенная до крайнего положения стрелка при случае отреагировали на сигнал
"наоборот": открыли дорогу пассажирскому поезду на соседний путь, с которого отправлялся грузовой. Н. и 3.,
несмотря на то, что система аварийной страховки сработала, открыли пассажирскому составу входной и
выходной светофоры.
Принятые машинистами меры не позволили избежать столкновения составов.
Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее
технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства,
использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или
эксплуатации.
По смыслу закона, разрешение эксплуатировать другие системы и агрегаты транспорта (например,
транспортные коммуникации, транспортное оборудование, средства сигнализации и связи и т. п.) не
охватывается содержанием данной статьи. Указанное деяние при определенных условиях может
образовать должностное преступление.
Разрешение может быть устным или письменным (выдача водителю путевого листа, пилоту
полетного задания и т. д.), может быть дано как при отправлении транспортного средства из
предприятия, так и в процессе его эксплуатации.
Преступление совершается как путем действия, так и бездействия. В последнем случае, например,
имеет место непринятие мер по предотвращению эксплуатации технически неисправного средства.
Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления
указанных в законе последствий: тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного
ущерба. Их содержание определяется так же, как и в других транспортных преступлениях (например, в
ст. 263, 264 УК). Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между
недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически
неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том,
что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была
разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно
отремонтированной технической системы транспорта. Однако данное обстоятельство не исключает
наличия причинно-следственной зависимости: причина причины есть и причина результата.
Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный
ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт, т. е. налицо так называемый общий субъект. За
выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена
ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и
водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими
инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого им
служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию
транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших
другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав
рассматриваемого преступления.
Лицо, в распоряжение которого было выделено транспортное средство без возложения на него
ответственности за его техническое состояние и эксплуатацию (например, персональный
автотранспорт), не является субъектом рассматриваемого преступления.
|