Карен Хорни: «Самоанализ»
14
принуждения зависит не только от характера принуждения, но и от таких его качеств, как
витальность, относительная мягкость или твердость характера. Поскольку о
конституциональных факторах мы знаем намного меньше, чем о влиянии среды, и поскольку
только последняя допускает изменения, я ограничусь ее рассмотрением.
При любых условиях на ребенка будет влиять окружение. При этом важно, будет ли это
влияние способствовать или препятствовать развитию ребенка. И то, каким будет это развитие,
во многом зависит от характера отношений, установившихся между ребенком и его родителями
или окружающими людьми, включая других детей в семье. Если в семье царит атмосфера
тепла, взаимного уважения и внимания, то ребенок может развиваться беспрепятственно.
Но, к сожалению, в нашей культуре имеется немало внешних факторов, неблагоприятно
влияющих на развитие ребенка. Действуя из лучших побуждений, родители часто оказывают
такое сильное давление на ребенка, что парализуется всякая его инициатива. Возможно,
например, сочетание удушающей любви и запугивания или тирании и восхваления. Родители
могут запугать ребенка опасностями, подстерегающими его за стенами дома, или один из
родителей может заставить ребенка принять его сторону против другого. Родители могут вести
себя непредсказуемо, переходя от дружеского расположения к строгой авторитарности.
Особенно важно, что ребенку могут внушить чувство, что его право на существование целиком
зависит от того, насколько он соответствует родительским ожиданиям отвечает ли он их
требованиям и нормам, повышает ли престиж, отдает ли он себя им без остатка. Другими
словами, ему могут помешать осознать, что он является индивидом со своими собственными
правами и обязанностями. Эффект от таких влияний не становится меньше от того, что нередко
они бывают тонкими и завуалированными. Более того, зачастую имеется не один
неблагоприятный фактор, а сочетание нескольких.
В таких условиях у ребенка не формируется должного уважения к себе. Он становится
неуверенным в себе, тревожным, обособленным и обидчивым. Вначале он беспомощен по
отношению к силам вокруг него, но постепенно благодаря опыту и интуиции он вырабатывает
средства, позволяющие ему справляться с внешним миром и уцелеть. Он становится очень
сенситивным к тому, как манипулировать другими.
Конкретные методы, которые он вырабатывает, зависят от стечения обстоятельств. Один
ребенок осознает, что упрямым негативизмом и случающимися время от времени приступами
дурного настроения или вспышками гнева он может отразить вторжение в свою жизнь. Он
исключает других из своей жизни, живя на своем собственном острове, хозяином которого он
является, и отвечает возмущением на любое ожидание или требование, которое к нему
предъявляют, как на опасное посягательство на его уединение. Для другого ребенка не остается
иного пути, как отказаться от себя и своих чувств и слепо подчиняться, ухитряясь все же
оставлять здесь и там небольшие отдушины, где он волен быть самим собой. Эти
«незахваченные территории» могут быть как примитивными, так и возвышенными. Они
простираются от тайной мастурбации в ванной комнате до увлечения природой, книгами,
фантазиями. В противоположность этому третий ребенок не «замораживает» своих эмоций, но
цепляется за более сильного из родителей в форме отчаянной преданности. Он слепо принимает
пристрастия и антипатии, его образ жизни и его жизненную философию. Он может, однако,
страдать от этой привязанности и одновременно развивать в себе страстное желание быть
самодостаточным.
Таким образом закладывается основа невротических наклонностей. Они представляют
собой образ жизни, навязанный неблагоприятными условиями. Ребенок вынужден развивать их
в себе, чтобы пережить беспомощность, страхи и одиночество. Но они дают ему
бессознательное чувство того, что он должен во что бы то ни стало придерживаться выбранного
пути, чтобы не стать жертвой грозящих ему опасностей.
Я думаю, что, обладая достаточно детальным знанием соответствующих факторов
детства, можно понять, почему у ребенка развиваются определенного рода наклонности. Здесь
нет возможности подкрепить доказательствами это утверждение поскольку для этого пришлось
бы вести подробную запись историй жизни большого числа детей. Да и нет необходимости
этого делать, ибо каждый специалист, имеющий достаточный опыт работы с детьми или
реконструкции их раннего развития, может проверить это сам.
|