Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 107 
Next page End  

Карен Хорни: «Самоанализ»
23
диффузный характер. Простоты ради сравним человека, одержимого навязчивой невротической
наклонностью, с канатоходцем. Последний, чтобы достичь другого конца каната и не упасть,
должен ни разу не поглядеть в сторону и сосредоточить все свое внимание на канате. Здесь
нельзя говорить о внутреннем сопротивлении глядеть по сторонам, потому что канатоходец
прекрасно понимает, чем чревато падение, и поэтому сознательно избегает этой опасности.
Человек, находящийся в тисках невротической наклонности, должен с не меньшей тревогой
избегать всякого отклонения от заданного курса. Но здесь имеется существенное отличие, ибо у
него этот процесс является бессознательным: сильное внутреннее сопротивление просто не дает
ему возможности колебаться в предначертанном ему курсе.
Таким образом, человек, который делает себя .зависимым от партнера, будет испытывать
внутреннее сопротивление самостоятельным шагам; человек, имеющий тенденцию к
ограничению жизни, будет испытывать внутреннее сопротивление иметь и тем более проявлять
какие-либо экспансивные желания; человек с невротической потребностью управлять собой и
другими с помощью разума будет испытывать внутреннее сопротивление проявлению
каких-либо сильных чувств; человек с навязчивым стремлением к престижу будет
удерживаться от танцев, или публичных выступлений, или любой другой деятельности, которая
хоть в чем-то может поставить под сомнение его престиж. Таким образом, фактически все его
способности учиться могут быть парализованы тем, что ему невыносимо показаться неловким в
начальный период обучения. Как бы ни различались эти внутренние сопротивления, они имеют
одно общее свойство: все они препятствуют проявлению любого непосредственного чувства,
мысли или действия.
Хождение по канату — не более чем заученный автоматизм. И паника, охватывающая
невротичного человека, если что-либо вынуждает его преступить установленные рамки, не
менее остра, чем та, которую испытывает канатоходец, утративший равновесие.
Таким образом, любая невротическая наклонность порождает не только специфическую
тревогу, но и специфические формы поведения, специфический образ себя и других,
специфическую гордость, специфическую форму уязвимости и специфическое внутреннее
сопротивление.
До сих пор мы упрощали проблему, предполагая, что у одного человека бывает только
одна невротическая наклонность или сочетание родственных. Но, как уже отмечалось,
склонность перекладывать ответственность за свою жизнь на плечи партнера часто сочетается с
более общей потребностью в любви и привязанности и с наклонностью к ограничению своей
жизни узкими рамками. Стремление к власти очень часто сочетается со стремлением к
престижу, и оба этих стремления могут проявляться как две стороны одной и той же
наклонности. Стремление к абсолютной независимости и самодостаточности часто
переплетается с верой в силу разума и предвидения, благодаря которым можно управлять
жизнью. В этих случаях сосуществование различных наклонностей не слишком усложняет
картину: несмотря на то, что иногда те или иные наклонности могут сталкиваться (например,
потребность в восхищении может сталкиваться с потребностью доминировать), их цели не
слишком расходятся. Но это не значит, что здесь нет конфликтов — любая невротическая
наклонность содержит в себе зародыш конфликтов. Но если эти наклонности родственны, то
конфликты можно устранить путем вытеснения, избегания и т. п., хотя это и достигается
большой ценой для индивида.
Ситуация кардинально меняется, если у человека развилось несколько невротических
наклонностей, несовместимых по своей природе. Его положение тогда можно сравнить с
положением слуги двух господ, отдающих одновременно противоположные приказания и
ожидающих слепого повиновения.
Если уступчивость является для человека такой же навязчивой потребностью, как и
абсолютная независимость, То он чувствует себя пойманным в капкан неразрешимого
конфликта. И хотя он будет искать пути компромисса, конфликты неизбежны, ибо следование
одним наклонностям будет постоянно препятствовать осуществлению противоположных. В
такой же тупик человек заходит тогда, когда навязчивая потребность диктаторским образом,
подчинять своей воле других сочетается со стремлением опираться на них или когда
потребность эксплуатировать других, служащая помехой продуктивности человека, столь же
Hosted by uCoz