Карен Хорни: «Самоанализ»
48
пациента, в настоящем и прошлом, и сил, действующих в его личности. Но эти ключи помогут
ему также понять те факторы, которые влияют на отношение пациента к аналитику и
аналитической ситуации. По разным причинам это отношение важно понять как можно точнее.
Во-первых, оно полностью блокирует анализ, если, например, скрытая обида на аналитика так и
остается невыявленной. Пациент, даже имея лучшие намерения, не сможет выражать себя
свободно и спонтанно, если питает в своем сердце тайную обиду на человека, которому себя
открывает. Во-вторых, поскольку чувства и реакции пациента в отношении аналитика не могут
отличаться от чувств и реакций по отношению к другим людям, в процессе анализа он
бессознательно обнаруживает те же иррациональные эмоциональные факторы, те же
стремления и реакции, которые он проявляет в других взаимоотношениях. Поэтому совместное
изучение этих факторов позволяет аналитику понять, какие нарушения в отношениях с другими
людьми присущи пациенту, а эти нарушения, как мы видели, являются узловым пунктом всего
невроза.
Ключей, способных помочь постепенно понять структуру личности пациента, в
действительности бесконечное множество. Важно, однако, отметить, что аналитик использует
эти ключи не только путем тщательного обдумывания, но и непосредственно, то есть
интуитивно. Другими словами, аналитик не всегда может точно объяснить, как он приходит к
своему предположению. В моей собственной работе, например, я иногда приходила к
пониманию с помощью собственных свободных ассоциаций. Слушая пациента, я могла
вспомнить тот или иной эпизод, о котором мне много раньше рассказывал пациент, и я не могла
знать заранее, какое значение этот случай будет иметь для нынешней ситуации. Или же мне
могло прийти в голову объяснение, относящееся к другому пациенту. Я научилась никогда не
отбрасывать таких ассоциаций, и очень часто при серьезном рассмотрении они оказывались
полезными.
После того как аналитик выявил некоторую возможную связь, когда он получил
определенное представление о бессознательных факторах, которые могут действовать только в
определенном контексте, он может, если сочтет это целесообразным, сообщить пациенту свою
интерпретацию. Поскольку данная работа не является трактатом по психоаналитической
технике и так как искусство выбора времени и границ интерпретации не относится к
самоанализу, пожалуй, здесь будет достаточно сказать, что аналитик предлагает пациенту свою
интерпретацию тогда, когда сочтет, что тот сможет принять ее и использовать.
Интерпретации это предположения о возможных значениях. Они носят пробный
характер, и реакции пациента на них различны. Если интерпретация по сути верна, она может
попасть в цель и вызвать ассоциации, уточняющие ее значение. Или же пациент может
подвергнуть ее проверке и постепенно оценить. Даже если интерпретация верна лишь отчасти,
она может дать новое направление мыслям, при условии, что пациент нацелен на
сотрудничество. Но интерпретация может вызвать также тревогу или защитные реакции. Здесь
уместно вспомнить о реакциях пациента на инсайт, которые обсуждались в предыдущей главе.
Каковы бы ни были реакции, задача аналитика понять их и извлечь из них информацию.
По самой своей природе психоанализ это совместная работа; и пациент, и аналитик
нацелены на понимание проблем пациента. Пациент старается раскрыть себя перед аналитиком
а аналитик, как мы видели, наблюдает, стремится понять и, если считает это уместным,
сообщает свою интерпретацию пациенту. Затем он делает предположения о возможном
значении полученного материала, и они оба стараются проверить обоснованность этих
предположений. Они пытаются понять, например, верна ли данная интерпретация только в
определенном контексте или же имеет универсальное значение, следует ли ее смягчить или же
она правомерна только при определенных условиях. До тех пор пока преобладает такой дух
сотрудничества, аналитику сравнительно легко понимать пациента и сообщать ему свои
открытия.
Настоящие трудности возникают тогда, когда, выражаясь техническим языком, у
пациента развивается «сопротивление». Тогда явными или неявными способами он
отказывается от сотрудничества. Он опаздывает или забывает о времени сеанса. Он делает
перерыв на несколько дней или недель. Он теряет интерес к совместной работе и жаждет
главным образом любви и дружбы аналитика. Его ассоциации становятся поверхностными,
|