Карен Хорни: «Самоанализ»
69
увидела сон. Она была в чужом городе. Люди в нем говорили на языке, который она не
понимала. Она заблудилась, и это чувство потерянности внезапно всплыло совершенно
отчетливо. Она оставила все свои деньги в багаже, сданном в камеру хранения на вокзале.
Затем она оказалась на ярмарке. Во всем этом было что-то нереальное, но она увидела игорные
автоматы и выставленного напоказ уродца; она каталась на карусели, которая крутилась все
быстрее и быстрее; она испугалась, но не могла соскочить. Затем она раскачивалась на волнах в
лодке и проснулась со смешанным чувством одиночества и тревоги.
Первая часть сновидения напомнила ей о переживании, которое было у нее в
подростковом возрасте. Она находилась в незнакомом городе, забыла название своего отеля и
чувствовала себя такой же потерянной, как в сновидении. Ей также пришло в голову, что
прошлой ночью, возвращаясь из кино домой, она испытывала те же чувства.
Места для азартных игр и выставленного напоказ уродца она связала со своей более
ранней мыслью о Питере, дающем обещания и не выполняющем их. Игорные автоматы тоже
порождают фантастические надежды, которым не суждено сбыться. Кроме того, она сочла
выставленного уродца выражением своего гнева против Питера: это он был уродцем.
Но что действительно поразило ее во сне, так это глубина чувства потерянности. Однако
она тут же истолковала свои впечатления как преувеличенную реакцию на свое разочарование,
а сновидение в целом как гротескное выражение своих чувств.
Действительно, сновидение выразило проблемы Клэр в гротескной форме, но
преувеличение не относилось к силе ее чувства. Но даже если бы оно и в самом деле явилось
значительным преувеличением, отбросить его на этом основании было бы явно недостаточно.
Если в нем и было преувеличение, то его надо было исследовать. Какая наклонность вызывает
его? Не является ли сновидение в действительности адекватной реакцией на эмоциональное
переживание, значение и интенсивность которого находятся вне сознания, а не являются
преувеличением? Не означало ли это переживание чего-то совершенно разного на сознательном
и бессознательном уровнях?
Судя по последующим событиям, последний вопрос был уместен в данном случае. Клэр
действительно ощущала себя несчастной, потерянной, обиженной, на что указывали ее
сновидение и более ранние ассоциации. Но так как она все еще цеплялась за мысль о тесных
любовных узах, осознание этого было для нее неприемлемо. По этой же причине она оставила
без внимания ту часть сновидения, в которой ей снилось, что она оставила все свои деньги в
багаже на вокзале. Эта часть сновидения являлась, пожалуй, концентрированным выражением
ощущения того, что она вложила в Питера все, что имела. Вокзал символизировал Питера и,
кроме того, нечто преходящее и безразличное в противоположность безопасности и
постоянству дома. Клэр не обратила внимания и на другой бросающийся в глаза
эмоциональный фактор в сновидении, не попытавшись объяснить себе, почему при
пробуждении она испытала тревогу. Она также не сделала никаких попыток понять свое
сновидение в целом. Она удовлетворилась поверхностными объяснениями того или иного
элемента и поэтому узнала из сновидения не более того, что она уже так или иначе знала. Если
бы она исследовала сон более глубоко, возможно, она увидела бы основную его тему
следующим образом: я чувствую себя беспомощной и потерянной; Питер является величайшим
разочарованием; моя жизнь похожа на карусель, с которой я никак не могу соскочить; нет
никакого решения, кроме как пассивно плыть по течению; но и пассивность опасна.
Мы не можем, однако, отбрасывать эмоциональные переживания так же легко, как
отбрасываем мысли, не связанные с нашими чувствами. И вполне возможно, что
эмоциональные переживания гнева у Клэр и в особенности ощущение потерянности, несмотря
на очевидную неудачу понять их, остались в ее уме и помогли нащупать тропу, по которой она
позднее пошла в своем анализе.
Следующий отрывок анализа все еще относится к разряду сопротивления. Приступив на
следующий день к анализу ассоциаций, Клэр пришло в голову другое воспоминание, связанное
с «чужим городом» из ее сновидения. Однажды, находясь за границей, она заблудилась в
городе по пути на вокзал. Не зная языка, она не могла спросить, как ей пройти, и в результате
опоздала на поезд. Вспомнив этот случай, она подумала, что вела себя глупо. Она могла бы
купить словарь или пойти в ближайший крупный отель и узнать дорогу. Но она была чересчур
|