Карен Хорни: «Самоанализ»
71
представляла, как ее медленно уносит течением. Ей грозила опасность утонуть, но сильный
мужчина спас ее. С ним она ощущала близость и чувствовала себя полностью защищенной. Он
всегда будет держать ее в объятиях и никогда ее не покинет. Вторая ассоциация касалась
рассказа, который заканчивался на такой же эмоциональной ноте. Девушка, потерпевшая
множество любовных неудач, наконец встретила любимого и преданного человека.
Затем Клэр вспомнила отрывок из сновидения, увиденного ею после знакомства с
пожилым писателем по имени Брюс, обещавшим ей помощь и поддержку. В этом сновидении
она и Брюс гуляли вместе рука об руку. Он был подобен герою или полубогу, и она была
исполнена счастьем. Благосклонность такого человека была для нее неописуемой милостью и
блаженством. Рассказывая об этом сновидении, Клэр улыбалась, ибо она слепо переоценивала
великолепие Брюса и только позднее увидела его заскорузлость и жесткие внутренние барьеры.
Это воспоминание заставило ее вспомнить другую, почти позабытую, фантазию, или,
точнее, грезу, которая когда-то, в период учебы Клэр в колледже, еще до ее увлечения Брюсом,
имела для нее немалое значение. Она мечтала о великом человеке, наделенном блестящим
интеллектом, мудростью, видным положением и богатством. И этот великий человек шел ей
навстречу, чувствуя, что за ее неприметной внешностью скрыты огромные возможности. Он
знал, что немного везения и она может стать красавицей и многого достичь. Он отдавал все
свое время и все свои силы ее развитию. Он баловал ее дорогими подарками и даже купил ей
роскошный дом. Ей приходилось много работать под его руководством, и не только над тем,
чтобы стать большим писателем, но и над развитием ума и тела. То есть он должен был
превратить гадкого утенка в прекрасного лебедя. Это была своеобразная фантазия на тему
Пигмалиона, созданная воображением девушки. Помимо работы над собой, от нее требовалось
быть преданной только своему владыке.
Первая интерпретация Клэр этих ассоциаций была такова: они выражали желание вечной
любви. Она высказала мнение, что этого хочет каждая женщина. Однако она осознала, что в
настоящее время это желание усилилось, поскольку Питер не давал ей чувства безопасности и
постоянной любви.
Этими ассоциациями Клэр, сама того не сознавая, действительно коснулась сути
проблемы. Специфические особенности этой «любви», которой она так страстно желала, она
увидела только позднее. Иначе говоря, наиболее важной частью толкования была мысль, что
Питер не дал ей того, в чем она нуждалась. Эта мысль возникла мимоходом, словно она все
время об этом знала, но в действительности это было ее первое осознание глубокой
неудовлетворенности отношениями.
Имеет смысл поразмышлять, было ли это внезапное на первый взгляд осознание
результатом аналитической работы, проведенной в предыдущие дни. Несомненно, два недавних
разочарования сыграли здесь свою роль. Однако подобные разочарования случались с ней и
раньше, не приводя Клэр к такому инсайту. То, что в проделанной до сих пор работе она
сознательно опустила все важнейшие моменты, не делает такое предположение
необоснованным, потому что, несмотря на все неудачи, две вещи все же произошли.
Во-первых, Клэр пережила сильное чувство потерянности, возникшее в связи со сновидением о
чужом городе. Во-вторых, ее ассоциации, пусть даже в то время еще ни по одному пункту не
ведшие к сознательному прояснению вопроса, вращались по все более узкому кругу возле
основной проблемы и являлись такими прозрачными, какими бывают только тогда, когда
человек близок к инсайту. Мы можем задаться вопросом, не мог ли сам факт появления у Клэр
в этот период подобных мыслей и чувств способствовать более острой фокусировке на
определенных факторах, даже если они по-прежнему не поднимались до уровня сознания.
Основной посылкой, лежащей в основе этого рассуждения, является то, что значение имеет не
только сознательное рассмотрение проблем, но и каждый шаг, сделанный в направлении этой
цели.
Однако в последующие дни, обдумывая последние упомянутые ассоциации, Клэр
заметила дополнительные детали. Ей бросилось в глаза, что в первых двух ассоциациях этой
серии мужчина выступал как спаситель. Один мужчина спас ее, когда она тонула; мужчина в
романе предложил девушке убежище, чтобы уберечь ее от оскорблений и жестокости. Брюс и
великий человек из ее грез, хотя и не спасали ее от опасности, тоже играли роль защитника.
|