Карен Хорни: «Самоанализ»
90
что он будет выбирать знакомые темы? Не будет ли означать такой курс политику уступок его
сопротивлениям? Вопрос о работе с сопротивлением я рассмотрю в отдельной главе. Здесь же
будет достаточно сказать следующее. Действительно, руководствоваться собственным
интересом означает выбрать путь наименьшего сопротивления. Но наименьшее сопротивление
не то же самое, что отсутствие сопротивления. Этот принцип, по сути, означает следование
темам, которые в данный момент наименее вытеснены. А это в точности тот же принцип, что
применяет аналитик, когда дозирует интерпретации. Как уже отмечалось, он будет отбирать для
интерпретации факторы, смысл которых, по его мнению, пациент способен сейчас усвоить, и
воздерживаться от погружения в проблемы, которые пока еще глубоко вытеснены.
Весь самоанализ Клэр иллюстрирует пригодность этого метода. Она никогда не бралась за
проблему, которая не вызывала в ней отклика, даже если та лежала чуть ли не на поверхности.
Ничего не зная о принципе руководства своим интересом, она интуитивно применяла его на
протяжении всей своей работы, и этот принцип сослужил ей хорошую службу. Один пример
может стоить многих. В сериях ассоциаций, завершившихся грезой о великом человеке, Клэр
осознала только роль, которую в ее взаимоотношениях играла потребность в защите.
Предположения, касавшиеся других ее ожиданий от мужчин, она полностью отбросила, хотя
они были очевидной частью ее грезы. Этот интуитивный выбор направил ее по оптимальному
пути, которым она могла следовать. Клэр отнюдь не шла по проторенной дороге. Открытие
того, что потребность в защите была составной частью ее «любви», явилось открытием
фактора, доселе ей неизвестного. Далее, как мы помним, это открытие оказалось первым
вторжением в лелеемую ею иллюзию «любви», что само по себе явилось болезненным и
мучительным шагом. Взяться в это же время за еще более обременительную проблему своей
паразитической установки к мужчинам было бы для нее слишком тяжелым делом, не отнесись
она к ней поверхностно. Это подводит нас к последнему моменту: одновременно человек
способен воспринять не более одного важного инсайта. Попытка поступить иначе нанесет
ущерб тому и другому. Чтобы «запасть» в душу и в ней укорениться, каждый относящийся к
проблеме инсайт требует времени и полной концентрации.
Понимание серий ассоциаций требует гибкости не только в направлении работы, как
только что обсуждалось, но и в методе приближения. Другими словами, при выборе проблем
человек должен руководствоваться как спонтанным эмоциональным интересом, так и разумом;
и точно так же при исследовании возникающих проблем человек должен легко переходить от
неторопливого обдумывания к интуитивному схватыванию связей. Это последнее требование
можно сравнить с изучением картины: мы анализируем композицию, сочетания цветов, мазок
кисти и т. д., но мы также обращаем внимание на эмоциональный отклик, который пробуждает
в нас картина. Это соответствует позиции, занимаемой аналитиком по отношению к
ассоциациям пациента. Слушая пациента, я иногда напряженно думаю о возможных значениях
его ассоциаций, а иногда прихожу к предположению, просто позволив речи пациента «играть»
на моей интуиции. Однако проверка любого открытия неважно, как к нему пришли,
всегда требует полной включенности интеллекта.
Разумеется, может быть и так, что в сериях своих ассоциаций человек не обнаружит
ничего, что вызвало бы у него особый интерес; он просто видит ту или иную возможность, но
не находит ничего, проливающего свет на проблему. Или, наоборот, он может обнаружить, что,
пытаясь проработать одну связь, ему бросаются в глаза другие элементы, по его мнению
заслуживающие внимания. В обоих случаях он поступит правильно, если сделает на полях
заметки, к каким вопросам необходимо будет вернуться. Возможно, в будущем при просмотре
своих записей чисто теоретические возможности подскажут ему нечто большее или же ранее
отложенные вопросы смогут быть проработаны более тщательно.
Здесь есть еще одна, последняя ловушка, о которой следует упомянуть: никогда не
признавайте больше того, во что вы действительно верите. Эта опасность возрастает при
регулярном анализе, особенно если пациент склонен соглашаться с мнением авторитетов. Но
эта ловушка может также сыграть свою роль, когда человек полагается исключительно на
собственные силы. Он может чувствовать себя обязанным соглашаться со всем «плохим» в
себе, что у него возникает в мыслях, и заподозрить себя в «сопротивлении», если колеблется
так поступать. Но он обезопасится, если будет рассматривать свое толкование лишь как
|