Карен Хорни: «Самоанализ»
97
болезненный инсайт или осознание скрытого значения. Более того, повод к сопротивлению,
который может давать своим поведением аналитик, отсутствует. В определенной мере это
является преимуществом самоанализа, хотя не следует забывать, что подобные провокации
могут оказаться чрезвычайно конструктивными, если правильно проанализировать вызванные
ими реакции. Наконец, в самоанализе события повседневной жизни, похоже, в большей степени
способны вызывать блокировку. Это вполне понятно: в профессиональном анализе эмоции
пациента во многом сконцентрированы на аналитике из-за того значения, которое он временно
приобрел. Но такая концентрация отсутствует, когда анализ проводится самостоятельно.
То, как проявляется сопротивление в профессиональном анализе, можно грубо
объединить в три группы: 1) открытая борьба с провоцирующей проблемой; 2) защитные
эмоциональные реакции и 3) защитное сдерживание или обходные маневры. Хотя они и
отличаются по форме, в сущности, эти различные проявления разнятся лишь степенью
открытости.
В качестве иллюстрации предположим, что с пациентом, испытывающим навязчивое
стремление к абсолютной «независимости», аналитик начинает обсуждать его трудности во
взаимоотношениях с людьми. Пациент воспринимает это как косвенные нападки на свою
отчужденность и, следовательно, на свою независимость. В этом он прав, поскольку всякая
работа над проблемами в общении с людьми имеет смысл, если только конечной целью
является улучшение его взаимоотношений, помощь в достижении им большего дружелюбия и
чувства солидарности с другими. Аналитик может даже сознательно и не иметь в виду этих
целей, полагая, к примеру, что он просто хочет понять робость пациента, его вызывающее
поведение, его затруднения с женщинами. Но пациент ощущает подступающую опасность. Его
сопротивление может принять форму открытого отказа обсуждать упомянутые трудности,
форму откровенного заявления, что он не желает, чтобы ему досаждали другие. Или же он
отвечает недоверием к аналитику, подозревая последнего в навязывании ему своих норм.
Например, он может считать, что аналитик хочет навязать ему вызывающую у него неприязнь
общительность. Или же он становится равнодушным к аналитической работе: начинает
опаздывать к назначенному времени, менять тему обсуждения, утверждать, что ничего с ним не
происходит и ему ничего не снится, или обрушивать на аналитика настолько запутанные
сновидения, что их смысл не поддается расшифровке.
Первый тип сопротивления открытая борьба достаточно ясен и знаком, а потому не
нуждается в разъяснении. Третий тип защитное сдерживание или тактика уклонения
будет обсуждаться нами в связи с его ролью в самоанализе. Второй же тип защитные
эмоциональные реакции особенно важен в профессиональном анализе, ибо эти реакции
могут быть сосредоточены на аналитике.
Существуют различные формы, в которых сопротивление может выражаться в
эмоциональных реакциях, направленных на аналитика. В только что приведенном примере
пациент реагировал подозрением, полагая, что его вводят в заблуждение. В других случаях
реакцией может быть сильный и вместе с тем смутный страх получить душевную травму в
результате анализа. Или же реакцией может быть лишь диффузное раздражение или презрение
к аналитику из-за того, что он слишком глуп, чтобы понять или оказать помощь. Или она может
принять форму смутной тревоги, которую пациент пытается ослабить, стремясь завоевать
дружбу или любовь аналитика.
Удивительная интенсивность, которую иногда имеют эти реакции, отчасти обусловлена
тем, что пациент ощущает угрозу чему-то важному в выстроенной им структуре, но она
обусловлена также стратегической ценностью самих реакций. Такие реакции служат смещению
акцента с главной работы нахождения причин и следствий на занятие более безопасное
прояснение эмоциональных отношений с аналитиком. Вместо исследования собственной
проблемы пациент старается главным образом переубедить аналитика, склонить его на свою
сторону, доказать, что тот не прав, сорвать его усилия, наказать его за то, что он вторгся на
запретную территорию. И вместе с этим смещением акцента пациент либо начинает обвинять
аналитика во всех своих трудностях, убеждая себя, что он не может добиться улучшения с
человеком, который плохо понимает его и к тому же несправедлив, либо перекладывает всю
ответственность за работу на аналитика, сам становясь инертным и невосприимчивым. Нет
|