вспоминая неприятную ситуацию, имеет возможность реагировать по разному. У нее появился выбор
огорчаться или улыбаться вспоминая об этом событии. Причем ей доступен весь диапазон способов
реагирования от интенсивных негативных переживаний до позитивного отношения к произошедшему.
Мы не стерли ее прежнюю реакцию, а лишь добавили новые выборы. И это очень важно. В жизни
может возникнуть такая ситуация, где наиболее адекватным будет поведение, связанное с неприятными
переживаниями. Кто знает. Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие. (Ведущий отпускает руки
Ирины).
Ирина, я хочу чтобы вы еще раз вернулись к своей неприятной ситуации и пережили ее от начала
до конца. (Ведущий касается левого запястья, «включая» негативный «якорь» ). Ощутите, хватает ли вам
нового ресурса, довольны ли вы теперь? Это проверка проделанной работы. Если ресурса недостаточно,
можно найти еще одно ресурсное состояние и включить его в контекст переживания негативной
ситуации. Делается это тем же способом, что и с первым ресурсом.
Ирина: Я довольна своим состоянием.
Ведущий: Хорошо. Теперь еще один шаг. Это можно назвать присоединением к будущему. Вы,
Ирина, время от времени вспоминаете неприятную ситуацию. Какие-то стимулы запускают данное
воспоминание. Что вы видите, слышите или чувствуете? Что напоминает вам о неприятной ситуации?
Ирина: Определенное расположение предметов, их цвет. И еще такой короткий хлопающий звук.
Ведущий: Представьте ближайшую по времени ситуацию из будущего, когда вы можете увидеть
и услышать снова эти стимулы.
Ирина: Да, такое возможно.
Ведущий: Теперь, когда вы видите определенное расположение предметов, их цвет и слышите
короткий звук, я хочу чтобы вы помнили о своем новом ресурсе. (В то время, пока Ирина думает о
будущем, ведущий касается ее правого запястья. «Включает» позитивное ресурсное состояние).
Ирина, представьте себе следующую по времени ситуацию, где вам может понадобиться ресурс.
(Пауза). И еще одну. (Пауза). А теперь быстро мысленно «пробегитесь» по всем возможным ситуациям в
будущем, когда вам может понадобиться этот ресурс. Не стремитесь конкретизировать эти ситуации.
Просто как бы пробегитесь по времени своей жизни в будущее. Вы делаете это обладая необходимым
ресурсом. (Пауза. Ведущий отпускает руку Ирины). Все. Спасибо, Ирина, за демонстрацию.
Приведенный фрагмент семинара хорошо иллюстрирует, каким способом человек может
получить доступ к ресурсному со состоянию. И как можно включить ресурс в контекст поведения
нуждающегося, с точки зрения человека, в данном ресурсе.
Люди способны испытывать огромное количество различных психических состояний.
Возникают эти состояния не одновременно, а последовательно. Развившееся состояние захватывает
человека целиком, подавляя все остальные возможные конкурирующие переживания. Например, если
вы испытываете радость, то в это время быть грустным вам вряд ли удастся. Каждое состояние
вызывает определенный набор внешних и внутренних стимулов.
Павлов еще в начале нашего века экспериментально показал, что можно произвольно создавать
стимулы, в ответ на которые возникают соответствующие реакции. Каждый, наверное, помнит его
классические эксперименты с собаками, когда в ответ на загорание лампочки у собаки начинал
выделяться желудочный сок. Все это было названо условным рефлексом.
Именно механизм условного рефлекса лежит в основе описанной выше процедуры изменения.
Ведущий просит Ирину вспомнить беспокоящую ее неприятную ситуацию. Как только она получает
доступ к этому воспоминанию, что проявляется в ее реакциях, он касается какой-либо части ее тела. В
нашем примере ведущий брал Ирину за запястье левой руки. По окончании воспоминания и
соответствующего переживания, что так же можно увидеть по изменению внешних реакций человека,
он отпускает руку Ирины.
Теперь прикосновение к запястью левой руки Ирины по механизму условного рефлекса будет
приводить к возникновению всего комплекса физиологических и психологических процессов,
соответствующих воспоминанию негативной ситуации. Мы получаем как бы «якорь», который
позволяет вызывать и удерживать определенное психическое состояние. Как якорь у парохода
выполняет функцию удержания его на месте, так и наше прикосновение «якорь» выполняет ту же
|