появляется вечером, перед ужином, когда он находится на кухне и сидит на одной из трех табуреток.
Еще оказалось, что когда к ним приходят в гости родственники, то хозяин раздвигает кухонный стол к
садится на табурет возле холодильника. В этих случаях он заведует спиртным. Именно на данном
табурете возле холодильника ему приходится сидеть в последнее время, так как они с женой сделали на
кухне небольшую перестановку мебели.
Интересно, что человек не пьет в действительности, но уже больше месяца борется с желанием
это сделать. Место за столом стало якорем, порождающим деструктивную реакцию. И окажись мужчина
менее устойчив в своих личностных ценностях, этот якорь мог спровоцировать начало регулярного
употребления алкоголя. Вероятно, человек и сам без помощи психолога справился бы со своей
проблемой. Но сколько же сил ему понадобилось бы затратить на эту борьбу со своим желанием.
Хочется еще раз напомнить, значительно легче устранить стимул вызывающий деструктивное
поведение, чем пытаться изменить само поведение.
В приведенном примере есть одна важная деталь. У мужчины стремление к алкоголю возникало
только вечером. Утром он спокойно завтракал перед работой и даже не вспоминал о спиртном.
Фактически его желание было связано с еще одним, кроме места, якорем. Как это не странно звучит, но
часто в роли якоря выступает время. Человек спокойно работает всю неделю. Но вот наступают
выходные и с поразительной регулярностью возникает желание выпить.
Это связано с своеобразной культурной традицией. А любая культурная традиция представляет
из себя сложную последовательность поведенческих стереотипов. Запускается данная
последовательность определенным набором стимулов. Их то и можно назвать якорями. Они вызывают
и стабилизируют определенное состояние или реакцию у человека. Оговоримся, что культурные
традиции, конечно, не сводятся к стереотипным реакциям. Просто, мы их рассматриваем именно с этой,
интересующей нас точки зрения.
Время является якорем огромного количества разнообразных поведенческих реакций. Например,
наш трехразовый прием пищи в день ни что иное как стереотип определяемый временем. Очень часто
люди, даже не испытывая голода, едят потому, что, допустим, обеденный час подошел. Но еще само
наше желание что-нибудь съесть определяется отнюдь не потребностью организма, а якорем
трехразового питания.
Точно таким же якорем является время нашего сна. Подходит определенный вечерний час и нас
начинает «морить» сон. И человек ложится спать. Но каждый, наверное, замечал, что если вы
пропустите свой привычный час засыпания, то часто сон как рукой снимает. Человек может еще какое-
то время заниматься своими делами, пока не наступит действительная усталость и физиологическая
потребность организма не уложит его в постель.
Одного буддийского монаха спросили о сущности просветленного образа жизни. И он ответил:
«Когда я голоден, я ем, когда устаю ложусь спать». Этот, казалось бы, банальный ответ в
действительности имеет глубокий смысл. Просветление или сатори, как говорят в дзен-буддизме, это
состояние, в котором человек свободен от всех искусственно навешенных якорей. Он следует своим
действительным желаниям. Недаром сатори имеет еще и другое название «кэнсе», что переводится как
«постижение своей собственной природы».
Есть такое выражение «освобождение от земных пут». Ему придают очень разный смысл, но
обычно сходятся в том, каков результат освобождения. Люди достигают душевного покоя,
умиротворения, прекращаются тягостные внутренние метания и вечное недовольство собой. Можно
сказать, что «земные путы» это и есть якоря, которыми человек буквально весь «увешан». Если
присмотреться, то окажется, что люди заякорили, практически, каждый шаг в своей жизни. Все, что
человек делает, он делает исходя из каких-то стандартов, норм и правил. Последствия такого положения
просто катастрофичны.
В огромном числе случаев наше поведение и переживания определяются действующим в данный
момент якорем, а не естественными потребностями и не природой человека. В этом случае внутренний
разлад неизбежен. Самое трагичное люди даже не осознают причин своего дискомфорта. Часто они
стремятся еще точнее следовать должному, общепринятому, воспроизведя стандарт совершенно не
соответствующий их собственной сущности.
«Освобождение от пут» в данном случае означает освобождение от стереотипных,
|