человеческого мастерства. Дело в том, что работать непосредственно с психическим процессом вне его
вещественной формы человек не умеет. Наша западная культурная традиция не культивирует таких
способов жизнедеятельности. Мы развиваемся путем моделирования физических и психических
процессов, способностей, качеств в виде тех или иных вещественных предметов. Так, например, лопата,
экскаватор, бульдозер это все модели процесса и способности человеческой руки копать что-либо.
Современный компьютер это модель отдельных интеллектуальных функций человека. Перечисление
можно продолжать очень долго.
Человек создал целый мир искусственных, рукотворных предметов, которые, в общем-то,
являются моделями его собственных способностей. В этом смысле он уникален. Больше ни одно живое
существо, в известной нам части вселенной, не воспроизводит такой способ существования. Ведь,
фактически, человек создает огромную предметную модель самого себя и живет внутри этой модели.
Люди пользуются предметами, которые отражают те или иные их качества. Изменяя эти
предметы, придавая им новые свойства, они получают возможность экспериментировать со своим
внутренним миром. Используя новые качества вещей, человек усваивает и присваивает эти качества.
Они становятся частью его субъективной реальности. Таков действительный путь развития человека и
созданного им мира культуры.
В силу особенностей нашего восприятия любой набор стимулов, как правило, структурируется в
образ некоторой целостной вещи. В определенном смысле человек буквально «собирает» узор
окружающего мира из мозаики отдельных мазков. Это правило относятся не только к восприятию
внешней действительности. По тем же законам мы конструируем и образы своих внутренних состояний,
переживаний, каких-либо способностей. Именно поэтому психические процессы обретают форму
вещей, когда мы пытаемся с ними соприкоснуться, как при создании «комнаты личного мастерства». В
данном случае конкретный образ это лишь оболочка процесса. Существенными же являются такие
характеристики образа, как, например, цвет, яркость, четкость, устойчивость изображения и т. д.
Мы уже говорили о том, как можно использовать те или иные параметры образа с целью
изменения реакции человека. В основном речь шла о коррекции эмоциональных переживаний. Однако,
данная технология может успешно использоваться и в работе с интеллектуальными процессами.
Каждый, наверное, испытывал состояние, когда есть множество различной информации, а
понять что-то никак не удается. Это состояние называется замешательством. Обычно люди в
подобной ситуации стараются добыть еще какие-то дополнительные сведения. Это ввергает их в еще
большее замешательство. Дело все в том, что понимание чего-либо и замешательство отличаются не по
количеству информации, а по способу ее организации.
Есть такая детская игра, когда из кубиков складывают разнообразные картинки. Так вот,
замешательство это ситуация, в которой кубики рассыпаны по полу и хаотически перемешаны. При
понимании же кубики раскладываются в строго определенном порядке, что позволяет создать ясную
картинку.
В психике человека можно выделить особый процесс, который занимается организацией
имеющейся информации, допустим, о какой-то проблеме. По аналогии с детскими кубиками результатом
работы данного процесса будет некоторая картина проблемной ситуации. При этом на уровне сознания
человек испытывает эмоциональное состояние, которое называют пониманием. Понимание и
замешательство являются субъективными переживаниями, возникающими в ответ на тот или иной
способ организации информации. Способ же, каким информация организована в психике человека, в
свою очередь отражается через характеристики образа проблемной ситуации. А как работать с
характеристиками, мы уже описывали.
Речь идет о том, что у нас есть возможность произвольно регулировать процессы понимания и
замешательства. Как конкретно это делается, покажем на примере из семинара.
Ведущий: Садитесь, Олег, поудобнее. Нам предстоит интересная работа. Подумайте о том, что
приводит вас в замешательство. Замешательство по поводу чего-то, что вы хотели бы понять. Обратите
внимание, замешательство отличается от непонимания. Последнее связано с отсутствием необходимой
информация с одной стороны. А с другой, есть множество вещей, которых мы не знаем и не
стремимся узнать. Просто для нас это неинтересно или не имеет никакого значения.
Замешательство же указывает на то, что мы на пути к пониманию. У нас уже есть достаточно
|