человеком. Для ребенка в этом возрасте еще не существует предметного мира. Перед ним открывается
разноцветная, текучая, совершенно бесформенная реальность. Реальность «голых» ощущений, еще не
структурированных ни в какие конкретные образы. Это можно сравнить с набором стеклышек
различного размера, конфигурации, цвета.
А вот дальше с помощью взрослых ребенок начинает выстраивать систему «зеркал». У него
формируются психологические механизмы, которые по определенным правилам собирают образ мира
их хаоса ощущений. И важнейшими среди этих механизмов являются закономерности восприятия и
внимания.
Любой психологический механизм первоначально существует в форме внешнего действия,
разворачивающегося между взрослым и малышом. Родители, обучая ребенка общепринятым правилам
поведения, одновременно направляют течение его внутренних процессов во вполне определенное
русло. Ведь действие всегда осуществляется в рамках некоторой заданной последовательности.
Взрослый, управляя внешними движениями ребенка, в то же время управляет, например, и его
вниманием, перемещая фокус последнего с одних элементов действия на другие, с одних предметов или
их качеств на другие предметы и качества.
В итоге, овладевая культурными формами поведения, ребенок вместе с этим овладевает и
соответствующими психологическими механизмами. А как только последние оказываются
сформированными, они уже начинают работать и определять не только поведение человека, но и его
способ восприятия действительности. Именно особенности строения данных механизмов заставляют
кого-то видеть черные, а кого-то белые полосы у тельняшки. Или для одного стакан оказывается
наполовину пуст, а для другого наполовину полон. Результатом же работы целостной системы
психологических механизмов является образ мира человека.
Удивительная вещь: люди, оказывается, способны из одних и тех же элементов опыта собирать
совершенно разные узоры реальности. Что за процессы определяют таинственный рисунок нашего
внутреннего лабиринта? Как обнаружить эти процессы? Где вход в лабиринт, и что является дверью?
Образно выражаясь, можно сказать, что вход в лабиринт это органы чувств человека, а дверь
это наше внимание. Чтобы услышать, увидеть, почувствовать то, что мы раньше никогда не
воспринимали, достаточно сместить внимание с обычно осознаваемых элементов опыта на что-то
другое. Простейшая процедура, но порой она позволяет стать свидетелем самых интимных внутренних
процессов человека.
Вновь обратимся к записи фрагмента одного из наших семинаров. Далее будет описано, как
можно буквально увидеть протекание внутренних процессов человека. Причем процессов обычно нами
неосознаваемых. Другими словами, речь идет об одном из способов доступа к бессознательному.
Ведущий: Подойдите, Лена, ко мне сюда. Повернитесь, пожалуйста, лицом к группе, так, чтобы
вас все могли хорошо видеть. Сейчас я буду задавать вам вопросы. Ваша задача мысленно найти ответ.
Произносить его вслух не надо. Понятно, что мы будем делать?
Лена: Я просто стою здесь и мысленно отвечаю на ваши вопросы.
Ведущий: Совершенно верно. Все остальные сядьте так, чтобы вам хорошо было видно лицо
Лены. Особенно ее глаза. Я буду задавать вопросы, а вы наблюдайте за движением глаз. Ваша задача
выяснить, существует ли какая-либо повторяющаяся, систематическая реакция в ответ на мои вопросы.
Все готовы? Начинаем.
Лена, какого цвета занавески в вашей комнате? Что за ручка на входной двери вашего подъезда?
Сколько остановок троллейбуса от дома до работы? (После каждого вопроса глаза Лены поднимаются
вверх и уходят вправо. Направление движения глаз дается с позиции наблюдателя).
Вы все обратили внимание на особенность движения ее глаз? Очень хорошо. Пока запомните эту
информацию, а мы продолжим свою работу. Лена, сейчас я задам еще несколько вопросов. Вы делаете
то же самое. Какой звук издает закипающий чайник? А какой звук слышен, если разбить яйцо на
раскаленную сковороду? Как хлопает входная дверь вашей квартиры? Вспомните свою любимую песню.
(В ответ на первые три вопроса Лена смотрит вправо вбок. После последнего вопроса ее глаза уходят
вправо вверх, а затем вправо вбок.)
Я думаю, вы все заметили систематическое отличие в направлении движения ее глаз. Сейчас я
задам еще несколько вопросов и мы приступим к обсуждению.
|