Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 26 
Next page End  

строения общепсихологической теории личности, в котором находят реали-
зацию общенаучные методологические принципы детерминизма, развития и
системности.
От конкретной методологии как системы принципов и способов по-
строения теории личности целесообразно перейти к описанию ее онтологи-
ческой модели, выделив основные категории анализа объекта теории и пока-
зав принципы их соотнесения, понятийный аппарат.
Единицами анализа для теории личности могут служить понятия «ин-
дивид», «личность», «индивидуальность», «активность», «деятельность»,
«общение», «группа», «коллектив», «сознание», «развитие» (биогенез орга-
низма, биосоциогенез индивида, онтогенез личности, социогенез личности в
историко-эволюционном процессе).
Для построения онтологической модели постулируемой общепсихоло-
гической теории с необходимостью должны быть указаны принципы соот-
несения основных категорий анализа, используемых для описания и пони-
мания личности как психологической реальности. Наиболее общим принци-
пом соотнесения категорий, входящих в понятийный аппарат теории лично-
сти, является признание единства, но не
тождества образующих его поня-
тийных пар как единиц категориального (здесь микрокатегориального) ана-
лиза ее общей конструкции. Так, понятие «индивид», образуя единство с
понятием «личность», не может рассматриваться как ему тождественное.
Сам факт признания единства, но не тождества этих понятий, а следователь-
но, стоящих за ними объектов аналитического рассмотрения психологиче-
ской реальности, порождает задачу не только понять их соотношение как
свойства (личности) и носителя этого свойства индивида), но и поставить
ряд принципиальных методологических проблем их взаимоотношений, по-
стулируя, к примеру, идею потребности и способности индивида «быть лич-
ностью». Онтологическая расчлененность оборачивается специальной мето-
дологической проблемой.
Принцип единства, но не тождества основных категорий анализа отно-
сится не только к понятиям «индивид» и «личность», но и к другим состав-
ляющим онтологической модели теории личности: личность – индивидуаль-
ность, активность – деятельность, группа – коллектив, биогенез – биосоцио-
генез, онтогенез – социогенез, развитие личности – развитие сознания.
От методологических и онтологических подходов создания теории
следует перейти к выявлению возможностей, заложенных в ее исходных по-
сылках (постулатах), путем восхождения от абстрактного к конкретному и
развить систему взаимосвязанных теоретических конструкций (концепций,
«теорий среднего уровня»), объединенных и обусловленных рассмотренны-
ми методологическими и онтологическими основаниями. Только таким об-
разом можно в рамках выделенных выше исходных тезисов и методологиче-
ских принципов охватить многообразие эмпирических данных и конкретных
методов и методик, относящихся к исследуемому предмету – психологии
личности, обобщить совокупность утверждений с их доказательствами.
Следует выделить три аспекта рассмотрения конкретной феноменоло-
гии личности, три своего рода онтологические модальности: ее генезис, ди-
намику содержания, структуру, а следовательно, построить или освоить)
концепции, которые, исходя из принципа деятельностного опосредствова-
ния, оказались бы в состоянии выяснить закономерности психологии лично-
сти, проявляющиеся в этих ее аспектах (модальностях), охватить соответст-
Hosted by uCoz