Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 26 
Next page End  

жать эту активность в том же направлении, останавливается на некоторое
время, прекращает ее, с тем чтобы получить возможность сосредоточиться
на анализе этого затруднения. Он выделяет обстоятельства этого последнего
из цепи непрерывно меняющихся условий своей активности, задерживает
каждое из этих обстоятельств перед умственным взором, чтобы иметь воз-
можность их повторного переживания, объективирует их, чтобы, наблюдая
за ними, решить, наконец, вопрос о характере дальнейшего продолжения
активности.
Непосредственным результатом этих актов, задерживающих, останав-
ливающих нашу деятельность, является возможность воспризнания их как
таковых – возможность идентификации их: когда мы объективируем что-
нибудь, то этим мы получаем возможность сознавать, что оно остается рав-
ным себе за все время объективации, что оно остается самим собой. Говоря
короче, в таких случаях вступает в силу прежде всего принцип тождества.
Но этого мало! Раз у нас появляется идея о тождественности объекти-
вированного отрезка действительности с самим собой,
то ничто не мешает
считать, что мы повторно можем переживать эту действительность любое
число раз, что она за все это время остается равной себе. Это создает психо-
логически в условиях общественной жизни предпосылку для того, чтоб объ-
ективированную и, значит, тождественную себе действительность обозна-
чить определенным наименованием, короче говоря, это создает возможность
зарождения и развития речи. 
На базе объективированной действительности и развивающейся речи
развертывается далее и наше мышление. Это оно представляет собой могу-
чее орудие для разрешения возникающих перед человеком затруднений, оно
решает вопрос, что нужно сделать для того, чтобы успешно продолжать да-
лее временно приостановленную деятельность. Это оно дает указания на ус-
тановку, которую необходимо актуализировать субъекту для удачного за-
вершения его деятельности.
Но для того чтобы реализовать указания мышления, нужна специфиче-
ски человеческая способность – способность совершать волевые акты – не-
обходима воля, которая создает человеку возможность возобновления пре-
рванной активности и направления ее в сторону. Соответствующую его це-
лям.
Таким образом, мы видим, что в сложных условиях жизни человека,
при возникновении затруднений и задержке в его деятельности, у него акти-
вируется прежде всего способность объективации – эта специфически чело-
веческая способность, на базе которой возникают далее идентификация, на-
именование (или речь) и обычные формы мышления, а затем, по завершении
мыслительных процессов, и акты воли, снова включающие субъекта в целе-
сообразном направлении в процесс временно приостановленной деятельно-
сти и гарантирующие ему возможность удовлетворения поставленных им
себе целей.
Объективация – специфически человеческая способность, и на ее базе
существенно усложняется и запас фиксированных у человека установок.
Нужно иметь в виду, что установка, опосредованная на базе объективации,
может активироваться повторно, в соответствующих условиях, и непосред-
ственно, без нового участия акта объективации. Она вступает в круг имею-
щихся у субъекта установок и выступает активно, наряду с прочими уста-
новками, без вмешательства акта объективации. Таким образом, становится
Hosted by uCoz