выигрывает. Примером тому может служить мать, которая делается больной, когда теряет все прочие
рычаги управления своими детьми. Ее беспомощность указывает им на то, что ей необходимо оказать
помощь и содействие и что они должны на время уступить даже в том случае, когда им совсем не
хочется этого делать.
С другой стороны, активный манипулятор в свою очередь "изводит окружающих его людей,
извлекая выгоду из их бессилия и беспомощности, и достигает цели путем установления контроля над
своими добровольными жертвами, получая при этом в качестве вознаграждения за содеянное чувство
полного удовлетворения. Взгляните, например, на родителей, которые не могут смириться с мыслью о
том, что со временем их власть над детьми неизменно ослабевает и рано или поздно может исчезнуть
вовсе, на то, как они отвергают и гонят от себя подобные мысли, теша себя светлой надеждой, что их
бдительное око будет держать под контролем желторотых отпрысков до тех пор, пока в нем не потухнет
последняя искра жизни. И что же им остается? Как им реализовать свою потребность сделать своих
детей зависимыми от себя? Как им уничтожить в детях столь опасное стремление к обретению
независимости?" /4/. Обычно родитель становится в позицию "собаки сверху", а ребенок - "собаки
снизу". На примере этого тандема мы можем наблюдать действие метода построения отношений по
принципу "если - то": "Если сделаешь уроки, разрешу тебе взять машину" или: "Если доешь картошку, то
можешь посмотреть телевизор". Современные дети быстро усваивают основной принцип работы этого
трюка и начинают использовать его в обратном направлении, интересуясь, что они будут с этого иметь:
"Если я подстригу лужайку перед домом, сколько я получу на карманные расходы?" или. "Если даже
Джиму его отец разрешает брать машину каждые выходные, то почему ты не можешь разрешить мне
делать то же самое?".
Истинный активный манипулятор в таком случае может просто рявкнуть- "Будешь делать так, как
я сказал, и без всяких вопросов!". Этот метод мы частенько наблюдаем в бизнесе: "Я владею
пятьюдесятью одним процентом акций этой компании, и они будут носить эту униформу, потому что я
хочу, чтобы они ее носили". И даже в образовании, как, например, в случае с одним из основателей
колледжа, где я какое-то время учился, который любил поговаривать: "Меня не интересует, какого цвета
эти здания, пока они остаются голубыми" (слово "blue" (голубой) имеет в английском языке также
значения "унылый" или "пуританский", из-за этой игры слов предложение приобретает двойной смысл,
- прим перев.).
В качестве четвертого предположения относительно возможных причин манипулятивного
поведения можно назвать гипотезы Джея Хейли, Эрика Берна и Уильяма Глассера. Работая с
пациентами, больными шизофренией, Хейли обнаружил, что они испытывают страх перед близкими
межличностными отношениями, стараются не вступать в подобные отношения с окружающими их
людьми, избегают самой возможности их возникновения. Берн предположил, что, для того, чтобы
управлять своими эмоциями и таким образом избегать интимности, люди играют друг с другом в
разнообразные игры. Глассер, в свою очередь, выдвинул гипотезу о том, что одним из базовых
человеческих страхов является страх вовлеченности. Таким образом, манипулятором называется
человек, который взаимодействует с другими людьми в рамках определенных ритуалов, желая избежать
посредством этого близости и включенности.
Пятую возможную причину феномена манипуляции назвал Альберт Эллис, который писал, что
каждый из нас в процессе взросления приходит к определенным выводам о том, что такое жизнь, и
многие из них весьма нелогичны. Так, например, одно из таких заключений состоит в том, что жизнь
основана на постоянной и острой нужде человека в одобрении со стороны всех, кто его окружает /5/. На
этом убеждении построена жизнь пассивного манипулятора, которым, с точки зрения Эллиса, является
любой человек, отказавшийся быть честным и открытым в отношениях с другими людьми и вместо
этого пытающийся им угодить, надеясь им понравиться.
Игры и манипуляции
Необходимо отметить, что обращаясь к понятию манипуляции, я подразумеваю нечто большее,
чем "участие и исполнение своей роли в играх", как это представлено у Берна в его книге "Игры, в
которые играют люди". Во- первых, я понимаю манипуляцию как целую систему игр, или, иначе говоря,
|