достаточной мере восприимчивым к одобрению, привязанности и добрым намерениям со стороны
других людей, но при этом источник его действий остается внутренним. Он больше ориентирован на
себя, хотя обрел свободу не вследствие собственного бунтарства, нахальства или борьбы с другими. Он
переходит за рамки окончательной самодостаточности благодаря критичной ассимиляции и творческой
экспансии своих первых жизненных принципов. Например:
"Я учитываю мнение тех, кто любит меня, а затем принимаю собственные решения".
"Я собираю как можно больше информации по проблемам и их последствиям, а затем, принимая
решение, полагаюсь на собственные чувства".
"Я свободен от давления окружающих, но все же интересуюсь их мнением".
Связь между ориентированностью на настоящее и актуализацией
Наше исследование показывает, что существует параллель или связь между актуализацией и
компетентным отношением со временем /16/. Причина, вероятно, заключается в том, что
самоактуализирующийся человек, живя в настоящем, полагается на себя и собственную независимость и
выразительность больше, чем человек, погруженный в прошлое или будущее. Другими словами, человек
не зависит ни от чего, кроме свободного познания жизни и себя самого, когда он живет здесь-и-сейчас.
"Я пытался выразить это, - пишет Маслоу, - как контраст между проживанием полной жизнью и
подготовкой к полной жизни, между взрослением и взрослостью" /17/.
Человек, живущий будущим, надеется на ожидаемые события, чтобы замотивировать себя.
Согласно Фредерику Перлзу, идеалы или цели - это средства, с помощью которых он удовлетворяет
потребность в привязанности, одобрении и восхищении. Человек удовлетворяет свое тщеславие,
описывая себя с позиции собственных целей. Он развивал эти выдуманные цели, будучи не в
состоянии принимать себя здесь-и-сейчас, так как он утратил осознание собственного биологического
существования, происходящего здесь-и-сейчас. Он изобретает смысл жизни чтобы оправдать свой опыт.
Стремясь к достижению цели будущего совершенства, он превращает свою жизнь в ад на земле. С такой
идеалистической установкой он достигает лишь противоположных целей - останавливает свое развитие
и вызывает в себе чувство неполноценности.
Подобным же образом человек, живущий прошлым, полагается на обвиняющих, подменяя этим
собственную независимость. Наши проблемы существуют здесь-и-сейчас, вне зависимости от того,
когда они возникли, и их решение также должно быть найдено здесь-и-сейчас. В буквальном смысле
слова единственное время, в котором мы можем жить, - это настоящее. Мы способны помнить прошлое,
мы можем предвидеть будущее, но живем мы только в настоящем. Даже когда мы заново переживаем
события прошлого, мы не обращаем время вспять. Мы лишь перемещаем прошлое в настоящее. Поэтому,
если цель психотерапии - помочь нам решить проблемы, она должна работать только в рамках того, что
мы имеем, то есть здесь и сейчас.
Выводы
Важно еще раз отметить, что память (из прошлого) и предвосхищение (к будущему) - это акты
настоящего. "Теперь я вспоминаю мои ошибки", - говорит пациент. Отметьте разницу между сказанным
и простым погружением в воспоминания. Или он может сказать: "Я планирую (ожидаю) сделать работу
в среду", - и мы должны рассматривать это как нечто большее, чем праздное предвосхищение.
Манипулятор, освежая в памяти воспоминания прошлого или предаваясь пустым разговорам о
будущем, не подкрепляется этими мысленными путешествиями. В действительности он истощается и
опустошается; его поведение не активно, а пассивно. Как считает Перлз, ценность человека не
определяется ни объяснениями прошлого, ни обещаниями совершить что-то в будущем. "Это была не
моя вина", - жалуется манипулятор, ссылаясь на прошлое. - Я не хуже остальных". Обращаясь к
будущему, он говорит: "Сейчас я не совсем готов, но я еще покажу себя". В отличие от них, актуализатор
черпает ощущение собственной ценности из своей адекватности в деятельности, когда он чем-то занят,
или в отдыхе после завершения работы. Он чувствует, что оправдания и обещания - это ложь вне
зависимости от того, утешительные они или самообвинительные. Делать что-то и быть собой
|