которые становятся его руководящими принципами.
Дисциплина, сосредоточенная на действии, олицетворяет идеи награды и наказания. Подобные
дисциплинарные методы до сих пор применяются родителями из благих побуждений. "Пожалеешь розгу
- испортишь ребенка", - говорят они, или: "Детей нужно видеть, но не слышать". Эти типичные для себя
фразы они часто сопровождают применением тех или иных контролирующих действия методов,
которые позволяют им манипулировать поведением детей. Они прибегают к вербальным наказаниям,
невыгодным сравнениям, лишению привилегий и физическому наказанию.
Подобные наказания направлены на прерывание того или иного поведения и подавление чувств.
Они вызывают развитие тревожности и провоцируют нервозные проявления, характерные для
вытеснения. Наказания нередко провоцируют ненависть к наказующему, встречную агрессию и чувство
вины, которые в совокупности приводят к необходимости дальнейших наказаний. В конце концов
наказания порождают чувства незащищенности и неполноценности. Дети, которых подвергают
наказаниям, считают, что они потеряли расположенность родителей, что заставляет их испытывать еще
большую неуверенность в себе. Они считают себя плохими, неумехами, не достойными внимания и
часто ведут себя в соответствии с подобными представлениями о себе. Изучение преступников
показало, что наказание не предотвращает и не удерживает от антисоциального поведения, а только
способствует развитию того, против чего оно направлено.
Сегодня многие родители, все ближе знакомясь с основными психологическими принципами,
уже не удовлетворяются манипулятивными методами воспитания. Они хотят, чтобы поведение их
детей одновременно было социально приемлемым и способствовало их физическому и душевному
здоровью. Но в действительности они не знают, как добиться такого поведения, понимая, что их
требования уважения и подчинения к себе часто являются результатом их собственной неуверенности.
Родители до конца не понимают, что враждебность, выражаемая в разумных пределах их детьми, в
действительности просто необходима для их эмоционального развития.
Если ребенок ощущает безопасность, собственную полноценность и значимость, то в этом случае
гораздо меньше шансов, что с дисциплиной будут какие-то проблемы. Отражение и принятие чувств
ребенка отвечают его потребности в понимании. И здесь мы подошли к актуализирующим,
сосредоточенным на чувствах дисциплинарным методам, альтернативным контролирующим и
сосредоточенным на действии. Наша цель - самоконтроль взамен слепому подчинению.
К сожалению, чувственный подход к дисциплине невозможно свести к выполнению ряда
простых правил, нарушение которых предусматривает наказания. Дисциплина - это нечто большее, чем
проблема установок и чувств (так же, как и манипуляций). Ребенок, от которого требуется соблюдение
дисциплины, не автомат, он, как и любой другой человек, имеющий права и способный чувствовать,
заслуживает положительной реакции. Родитель, хорошо разбирающийся в установках и чувствах,
сможет умело разрешать проблемы дисциплины. Если в семье царит атмосфера тепла и принятия,
ребенок будет чувствовать себя в безопасности и уверенно, даже когда родители будут к нему строги и в
чем-то его ограничат.
Сосредоточенный на чувствах подход к дисциплине предполагает отделение индивида от его
действий. При таком подходе сам индивид воспринимается отдельно от его поступков. Мать или отец
могут быть недовольны тем, что сделал их ребенок (его действиями), но их отношение к нему как к
личности (расположение, принятие, любовь и одобрение) не требует изменения.
Теория дисциплины
Дисциплинируя ребенка, мы можем сосредотачиваться как на его действиях, так и на чувствах.
Родитель и ребенок взаимодействуют в континууме между этими двумя типами поведения. Это
показано в виде схемы на рисунке 6. Центральную линию, идущую от действий к установкам, можно
определить как континуум между внешне наблюдаемыми действиями (вверху) и бессознательными,
скрытыми чувствами (внизу). Дисциплинируемый ребенок будет демонстрировать родителям тип
поведения, располагающийся где-то на этом континууме установка-действие. Базовый принцип
заключается в том, что реакции родителей должны располагаться на той же точке данного континуума,
что и детское поведение. Например, если ребенок говорит о чувствах, родитель отражает эти чувства
|