разрешают завести собаку, рассказывают о больных детях, посвящают в нужды соседей и т. д.
В отношении Тома-Крутого родитель будет стремиться актуализировать его потенциалы любви и
поддержки, чтобы нейтрализовать чрезмерно развитые в нем ненависть и страх. Ведь он понимает, что
именно это скрывается за задиристостью Тома. Он видит во враждебности мальчика к другим детям его
нежелание подвергаться контролю и ощущение недостатка поддержки и заботы. Мать, отец и учитель -
все они должны объединить свои усилия, чтобы одобрять Тома за то, что он делает правильно, вместо
того чтобы порицать его за неверные поступки. Они должны продемонстрировать ему, что нет нужды
подавлять окружающих; вместо этого можно просто вести себя в их обществе уверенно, опираясь на
собственную актуализирующую независимость.
Обращаясь к Соревнующемуся Карлу, актуализирующий родитель старается сосредоточиться на
развитии в нем самоподдержки, здорового доверия и зависимости от других. Родители помогают Карлу
понять, что его соревновательность развивается из недостатка доверия к самому себе и потребности в
неком внешнем эталоне борьбы. Они учат его, вслед за генералом Эйзенхауэром, "бороться против
собственной серости", а не против удач других людей.
Подход, сосредоточенный на актуализации
Философия воспитания детей - это хорошее подспорье для нас - тех, в чьих руках наше будущее.
Кроме того, она обеспечивает нам уважение к самим себе как к родителям, которые придерживаются
подхода, сосредоточенного на актуализации. Давайте посмотрим на это с точки зрения, которая
схематично представлена на рисунке 7.
(изображ¸н принцип наполненности 2-х сосудов,
при переливе жидкости из одного в другой: Р + Д = 100%, где:
Р - ответственность родителей, убывающая от 100% в момент рождения
реб¸нка, до 0% с момента взрослости реб¸нка);
Д - ответственность детей, растущая от 0% в момент рождения реб¸нка,
до 100% с момента взрослости реб¸нка)
Рис. 7. Изменения ответственности
Цит. по: Е. L. Shostrom and L. M. Brammer "The Dinamics of the Counseling Process", McGrow-Hill Book
Company, 1952.
Новорожденный ребенок совершенно беспомощен, и, если о нем не позаботятся родители,
особенно мать, он погибнет. Ребенок наряду с заботой с самого рождения получает и воспитание.
Занимающиеся воспитанием родители должны ориентироваться на создание для ребенка таких условий,
при которых он постепенно будет принимать на себя все большую ответственность за собственную
жизнь, снимая ее тем самым с родителей. Таким образом выстраивается линия распределения
ответственности за его жизнь между родителями и ребенком. В какой-то точке этой линии, возможно, в
возрасте 11 - 12 лет, должен иметь место баланс между ответственностью родителей и ребенка. К
какому возрасту мы можем ожидать, что эти образные качели окончательно перевесят на сторону
ребенка? Вероятно, речь идет о возрасте выпускника учебного заведения: условно в 19 - 21 год молодой
человек должен целиком взять на себя ответственность за свою жизнь и начать заботиться о себе
самостоятельно.
Цель нашего подхода к воспитанию детей - конечно же, их актуализация в зрелость. Параллельно
с этим должен иметь место процесс развития самих родителей. Актуализирующийся родитель тоже
должен отдавать себе отчет в собственном непрекращающемся развитии, в своей человечности,
несовершенности и устремленности к полной жизни. Его потребности и чувства должны быть не менее
важными, чем потребности и чувства ребенка.
Билль о правах актуализирующихся родителей
|