когда узнает, как мало времени ты посвящаешь домашнему заданию".
6. Болезнь как контролирующее средство. "Если ты не прекратишь, у меня будет инфаркт". "А ну-
ка замолчи, кажется, у меня начинается мигрень".
7. Использование любви. "Ты бы не поступал так, если бы любил меня".
Все эти привычные для нас ситуации свидетельствуют о том, что между подростками и
взрослыми ведется настоящая "игра". Родители, будучи официально ответственными, играют роль
"собаки сверху", тогда как подросток, ощущает себя "собакой снизу" и готов манипулировать, прибегая к
любым возможным средствам. И вот неизбежный результат - изнурительная манипулятивная битва.
Дальше - больше: раз подростки продолжают игнорировать навязываемые им требования, родители
считают нужным использовать собственную власть. Здесь первое правило родителей - все это очень
серьезно, а не просто игра. Подростки тоже считают, что это серьезно, и твердо настроены на "победу".
Для прояснения ситуации давайте рассмотрим эту борьбу как состязание, где, с точки зрения
непокорного подростка, существует правило: "Я выигрываю - ты проигрываешь". Подростки видят эту
ситуацию именно так, и родители для них - соперники или враги, которых нужно победить. Таким
образом, любой контакт между подростком и родителем превращается в стычку.
Примеры
Салли собирается отправиться в школу в одном пиджаке, тогда как на улице этим утром довольно
прохладно. "Мне бы хотелось, чтобы ты надела пальто, - говорит мать. - Этот пиджак слишком легкий".
Девочка отвечает: "Я не хочу надевать пальто", на что мать уже повышает голос: "Я твоя мать, и ты
должна делать то, что я говорю. Ты наденешь пальто". Салли наотрез отказывается, и соперники
сходятся в схватке.
Если выигрывает мать, девочка отправляется в школу, переполненная злобой и обидой и
испытывая ненависть ко всем взрослым. Возможно, она начинает замышлять, как отомстить всей семье,
и даже школе. Может, она и наденет пальто, но только на ближайшие три квартала. Если же выигрывает
девочка, мать остается не в духе. Она может начать "пилить" отца за то, что тот не поставил дочь на
место, и весь остаток дня будет испорчен.
Здесь мы видим, что родители тоже придерживаются установки "я выигрываю - ты
проигрываешь". Мать сгоряча говорит: "Раз я официально за тебя отвечаю, а ты пока еще
несовершеннолетняя, то будешь играть по моим правилам". Ее преувеличенное чувство ответственности
обретает форму всемогущества.
Однако предположим, что мать научилась актуализировать игру. Если бы она смогла убедить
сначала себя, а потом и дочь, что жизнь не должна превращаться в борьбу, и в ней есть место для
дружбы и взаимопомощи, то был бы осуществлен совершенно новый подход. Если бы она еще и
последовала принципу синергии, вдохновившись примером Абрахама Маслоу, то игра бы окончательно
переключилась с манипуляций или соперничества на актуализацию. Принцип синергии гласит, что
актуализирующийся человек способен искренне раскрыться перед другим и увидеть, что то, к чему он
стремится, как правило, значимо и для последнего.
Мать, например, может сказать себе: мы не враги, мы друзья. А для друзей действует правило:
твоя победа - моя победа, твое поражение - мое поражение. Если мы исходим из позиции, что мы
друзья (продолжает рассуждать она), то мы должны согласиться с тем, что наши потребности не
различаются. "Можем ли мы обе сойтись во мнении, что не хотим, чтобы ты простыла? - спрашивает
она дочку. - Тогда нам остается только утрясти вопрос, как мы этого добьемся. Ты считаешь, что нет
необходимости надевать пальто, чтобы не заболеть. Я же считаю, что такая необходимость есть. Давай
посмотрим, какие могут быть альтернативы. Как мы можем поступить иначе?"
При таком подходе Салли может предложить: "Ну а что ты скажешь, если я под пиджак одену
свитер?" - "Отлично", - ответит мать.
Что произошло? Очевидно, что были видоизменены правила игры. Теперь мать и дочь
взаимодействуют на дружеской основе. В ситуации разрешения проблемы мы сначала приходим к
общей цели, рассматриваем альтернативные решения и их последствия и, наконец, выбираем одно из
решений. Вместо того чтобы быть врагами, соперниками и манипуляторами, ставя перед собой цель -
|