одноклассников. Мы, наверное, помним их имена, как они выглядели, а также что они вытворяли,
чтобы противостоять учительскому контролю: хихикали, улыбались, задавали неуместные вопросы,
отпускали комментарии и т. д.
Учитель должен быть гением, чтобы справляться с многочисленными манипуляциями, или же
он сам должен быть манипулятором, что, к сожалению, встречается намного чаще. Может быть, вы
помните своих учителей - плохих и хороших (только перепутали их имена) - и их манипуляции, при
помощи которых они пытались сохранять контроль над "трудными" учениками: посылали им
пристальные взгляды, делали резкие замечания, оставляли провинившегося после уроков, посылали
родителям записки с жалобами на плохое поведение их ребенка, изолировали за провинность (ставили
в угол или отодвигали парту наказуемого подальше от остальных), отправляли к директору, высмеивали,
пересаживали на первую парту, заставляли непокорного чувствовать себя виноватым, бросая ему такие
фразы, как: "Как ты смеешь так поступать со мной, ведь я стараюсь тебе помочь!".
Первое, что бросается в глаза в этих приемах, - все они имеют негативный характер и
направлены на сохранение или усиление контроля. Они поощряют конформизм, а не творчество. Самое
печальное, что вместо развития находчивости, изобретательности и продуктивности, подобное
манипулятивное поведение учителя приводит как раз к обратному эффекту.
Это парадокс современной ситуации обучения, и для нее нет простого решения. Ученики и
учителя - существа, живущие в современном манипулятивном мире, и нам нужно приложить максимум
усилий, чтобы добиться сдвигов в этой ситуации.
Манипулятивное и актуализированное преподавание
Пока мы смотрим на эту проблему лишь с точки зрения поведения, мы упускаем из виду кое-что
очень важное. Альтернативным мог бы стать взгляд с точки зрения интереса. Хорошо известно, что с
каждым годом интерес ученика к школе уменьшается. Что это означает? Действительно ли школа
становится менее интересной? Неужели внешкольные занятия намного интереснее, чем школьные?
Может, учителя делают обучение более скучным? Есть множество свидетельств тому, что именно в том,
что касается интереса, терпят неудачу некоторые учителя, а вместе с ними и некоторые ученики.
Давайте рассмотрим несколько примеров диалогов в классной комнате, предложенных Ричардом
Хоганом /40/. Решите для себя, кто из учителей актуализирует интересы учащихся, а кто манипулирует и
контролирует ими:
Тед. Где живет больше муравьев - внутри или снаружи?
Учитель А. Я их об этом не спрашивал. Давайте вернемся к уроку.
Учитель Б. Я действительно не знаю. Почему бы тебе не понаблюдать за ними, чтобы выяснить
это?
Студент университета Я не знаю, на какую тему лучше написать реферат по этому курсу - "Школы
и несовершеннолетние преступники" или "Умственное развитие преступников"?
Профессор А. Обе темы соответствуют требованиям. Я правильно понял, что у вас возникли
проблемы с выбором?
Профессор Б. Мне бы хотелось, чтобы вы писали на тему "Умственное развитие преступников".
Мэри. Я хочу приделать эту аппликацию к юбке моей младшей сестры.
Учитель А. Попробуй узнать, сможешь ли ты заняться шитьем на уроке труда.
Учитель Б. У нас урок рисования, а не шитья.
Дэн. Мистер И., почему не все имеют такую гибкость, как акробаты?
Учитель А. Мы поговорим об этом завтра, а сегодня мы изучаем мышцы.
Учитель Б. Почему ты спрашиваешь об этом?
Марджори. Наша кошка выгибает спину и шипит, когда кто-нибудь подходит к ее котятам.
Учитель А. Сейчас нас не интересует, как кошки защищают свое потомство. Мы говорим о
защитной окраске насекомых и птиц.
Учитель Б. Вы можете проследить связь между защитой насекомых с помощью окраски и защитой
кошек с помощью когтей.
В каждом диалоге на вопрос ученика отвечают два учителя, и везде мы видим, что
|