внимательны, то поможем ему в его росте. Самоконтроль учителя в этой связи способствует
саморазвитию ребенка. Понимание, уважение и поощрение вопросов актуализируют детские интересы.
Манипулятивные ответы, во имя контроля захлопывающие перед ребенком дверь к познанию,
обрывают всякую возможность для развития диалога, подавляют интересы и препятствуют развитию.
Взаимоотношения между подростком и учителем
Подростковый возраст - особая проблема в образовании, часто связанная с требованием
обязательной школьной посещаемости. Эдгар Фрайденберг писал, что школа должна регулировать
поведение, противоречащее требованиям, и что принудительная школьная посещаемость наделяет
школы авторитетом закона /42/. Школы, например, уполномочены цензурировать школьные газеты,
налагать запрет на спорные выступления, надзирать за внутришкольными объединениями, вводить
форменную одежду и требования к внешнему виду и т. д. Так в кого же превращаются учителя и
директора, если не в дополнительных родителей? Убедительны ли подобные суррогаты в их лице? Как
они вообще могут заменять родителей?
Фрайденберг также утверждает, что подросток на самом деле вовсе не бунтует против учителей:
он либо разочаровался в них, либо вовсе к ним равнодушен. Это не похоже на то, как он ведет себя с
родителями, которым он противостоит более активно. Приписывая подростку протест, мы тем самым
предполагаем, что власть, с которой он борется, хотя и неудобна, но все же представляет для него закон.
Такой комплимент в адрес власти не мог бы прийти в голову наиболее недружелюбных подростков
даже в качестве намека. Их отношение к школе и учителям скорее сравнимо с состоянием Алисы в
стране чудес, когда она разочарованно восклицает, обращаясь к сумасшедшим претенциозным
созданиям, ранее заставляющим ее робеть: "Да вы ведь всего лишь колода карт" /43/. Свидетельством
того, что подросток равнодушен или разочарован взрослыми, является его универсальное: "Ну и что с
того?". Наша молодежь настолько ориентирована на сверстников, что обучение перестало быть для них
откровением.
Подростки могут быть разочарованы также и потому, что слишком часто ощущают на себе
недостаточно уважительное отношение со стороны учителей Всем нам известно, что для некоторых
учителей подросток - это недоросль, нуждающийся в постоянном надзоре, чтобы уберечь его от беды.
Вообще говоря, именно благодаря этому юноша и встает на путь пассивной манипуляции.
Вот какие комментарии подростков, к которым следовало бы прислушаться некоторым учителям,
звучат иногда на педсовете: "Учителя - обманщики. Они говорят, что заботятся о нас, но на самом деле
лишь хотят выглядеть хорошо за наш счет. Их волнует наше поведение, так как оно отражается на
картине их преподавания, а на нас им наплевать".
Манипуляции учащихся
В ответ на поведение учителей ученик становится "ловкачом". Он хитрит исподтишка, чтобы
манипулировать взрослыми. Вот некоторые формы ловкачества, используемые в современных школах:
1. Сталкивание учителя с родителями "Моя мама говорит, что эта глупая работа". "Я не смог
сделать домашнюю работу, потому что вчера у нас были гости". "Мой отец в это не верит".
2 Беспомощность "У меня не получается, помогите мне".
3. Болезнь. Частое посещение медкабинета, особенно во время контрольных.
4. Лесть. "Вы самая лучшая учительница из всех, что я знаю".
5. Сталкивание одного учителя с другим. "На уроках мистера Эдвардса весело".
6. Перекладывание ответственности на учителя. "Я мог бы выучить английский, если бы уроки
были более интересными".
Манипуляции учителей
Учитель, однако, тоже отнюдь не невинное создание. С тех самых времен, как появилась школа,
он использовал различные трюки, чтобы контролировать учеников:
|