немедленно претворить в жизнь. Это лишь описание того, к чему следует стремиться.
Ну, так как вы справились с Брачным опросником? Ответ на все вопросы - "нет".
Глава 14. Бизнесмены
Во время написания этой книги я заметил, что все приводимые мной примеры похожи друг на
друга: ко мне обращаются бизнесмены, чтобы я помог им решить проблемы в личной жизни.
Парадоксально, что все они - преуспевающие люди, но по их утверждениям, они все же несчастны, если
смотреть с точки зрения качества их межличностных отношений. Кажется, что они просто не могут
избежать проблем с женами, детьми и друзьями. Возникает вопрос: а не воспитывает ли лежащая в
основании бизнеса философия манипуляторов?
Об этом стоит задуматься, так как самыми влиятельными институтами в американской культуре
являются бизнес и промышленность, и некоторые критики утверждают, что многие ведущие
промышленники использовали манипуляции для достижения своих целей. Из этой книги понятно, что
манипулирование в межличностных отношениях опасно и саморазрушительно. Но может быть, в
бизнесе и в личной жизни действуют разные правила? В бизнесе человек стремится к прибыли, а для
этого без манипуляций не обойтись.
Обратимся еще раз к базовым принципам этой книги. Согласно этим принципам
манипулятивные отношения - это "оно-оно" - отношения, в которых человек, воспринимающий другого
как "оно" или "вещь", сам превращается в "оно". Бизнесмен, рассматривающий людей только как
покупателей, кредиторов или клиентов, не может в какой-то степени избежать того, что будет
воспринимать их как вещи. Когда выгода стоит на первом месте, то, как мне кажется, очень легко
утратить чувствительность к индивидуальности другого.
Ранее я уже предлагал модель актуализирующих отношений - это "ты-ты"- отношения, где
человек, воспринимающий другого как "ты", сам становится "ты". Мне, как терапевту, это не трудно
сделать, так как сама терапия основывается на уважении достоинства и ценности клиента. Но сам факт,
что он есть клиент, а не просто человек, делает меня материально заинтересованным в нем. Если бы я
был бизнесменом, а не психологом, мне бы было трудно относиться к нему не как к "ты", а как к "вещи".
Возможно, люди не считают, что психолог тоже бизнесмен. Но нет никаких сомнений в том, что
мне все же приходится быть бизнесменом и, следовательно, я не могу обойтись без соответствующего
внутриличностного конфликта. Для начала, например, мне пришлось понести значительные расходы на
организацию своего института, в котором я могу зарабатывать деньги для семьи. Компьютерное
оснащение для него обошлось мне почти как "Дженерал Моторс". Я оплачиваю все его рабочие расходы
- счета за бензин, за электричество, огромные телефонные счета, мне также приходится оплачивать
специальную страховку. Я плачу по пять центов за каждое письмо или счет за услуги, так же как и
любой другой бизнесмен. Я оплачиваю службу социального обеспечения и тех секретарей, которые
напечатали эти слова. Внутриличностный конфликт между бизнесменом и терапевтом имеет место
всегда.
На мой взгляд, можно провести интересную параллель между моей работой в качестве психолога
и в качестве бизнесмена. Для терапевта клиент - то же самое, что для бизнесмена служащий или
заказчик; пациент, приходящий в институт, - это одновременно и личность, нуждающаяся в помощи, и
клиент, которого нужно обслужить. Для бизнесмена, хотя он и не всегда это помнит, его покупатели и
служащие - такие же личности, как и его жена и дети.
Главная проблема пациента заключается в том, что он "пользуется при ходьбе костылями", хотя
они ему вовсе не нужны. Он постоянно пытается манипулировать терапевтом, добиваясь от него
жалости и поддержки. Моя задача - фрустрировать его в этих запросах, чтобы он прекратил
манипулировать и стал самоактуализирующим: поверил в себя, перестал зависеть от меня или других
людей. Чем слабее его внутренняя опора, тем больше он вынужден манипулировать.
Такая же ситуация складывается между служащим и работодателем. Служащий зависит от
работодателя в материальном плане. Достигая положения или возраста, когда ему полагаются
дополнительные льготы, он, конечно же, не упустит возможности получить их по максимуму, работая
|