нам важность такого опыта, как непроизвольный застой, развитие рассуждений, прогнозирование
будущих событий и развитие саморегуляции. Эти ученые подчеркивали, что человек в большей степени
пилот своего поведения и в меньшей - робот, как утверждал Зигмунд Фрейд, делавший акцент на
бессознательном и инстинктах.
Приведу несколько примеров диалогов пациента и терапевта, чтобы проиллюстрировать
использование техники укрепления эго.
Пациентка. Я люблю своего мужа.
Терапевт. Повторите еще раз.
Пациентка. Я люблю своего мужа!
Терапевт. Сейчас это прозвучало весьма убедительно.
Терапевт. Звучит сильно. Все, что вы сегодня говорите, звучит очень сильно.
Пациент. Я начинаю понимать, что моя жена использует меня.
Терапевт. Вы действительно сегодня понимаете ее гораздо лучше.
3. Столкновение. Это активное взаимодействие пациента и терапевта, каждый из которых
выражает свои истинные чувства. Столкновением можно назвать контакт, о котором мы уже говорили в
главе 5 как о замене контроля, главного оружия манипулятора.
В экзистенциализме, особенно в интерпретации Ролло Мэя, столкновение рассматривается как
прием, благоприятствующий росту индивида /50/. Таким образом, в этом новом терапевтическом
подходе и терапевт, и пациент способствуют выражению чувств во время беседы как средству развития.
Приведу примеры столкновений, взятых из бесед терапевта с пациентом.
Пациент (говорит без остановки).
Терапевт. Замолчите и дайте мне сказать!
Пациент (говорит натянуто).
Терапевт. Хватит плакаться!
Пациент. Я думаю, моя мать была тогда очень сентиментальной.
Терапевт. Мне кажется, твоя мать вела себя как сука!
Пациент. Я надеюсь, вы будете сегодня добры со мной.
Терапевт. Вы делаете сейчас со мной то, что делаете со своей семьей, - пытаетесь меня
обольстить.
4. Чувствование. Терапевт обеспечивает пациенту обстановку, в которой тот может свободно
переживать чувства, не боясь этим разрушить установившихся между ними взаимоотношений. Чувства
занимают очень важное место в жизни, и манипулятор в этом смысле неполноценен. Поэтому терапевт
учит пациента испытывать свои чувства более полно.
В этой сфере особенно впечатлительна работа Карла Роджерса. Он выстраивал психологически
безопасные взаимоотношения с помощью отношений принятия и вседозволенности /51/.
Приведу примеры того, как поощряется выражение чувств в терапевтических отношениях.
Терапевт подает пациенту пачку носовых платков (демонстрируя, таким образом, что принимает
намерение пациента выплакаться).
Пациент. Черт возьми! Сегодня все не так.
Терапевт. Вы сегодня рассержены (показывая, что он принимает его чувства).
Пациент. Слушайте, она действительно довела меня.
Терапевт. Вы расстроились, когда услышали это от нее.
Пациент. Но когда она пригласила меня на ужин, я передумал.
Терапевт. Я догадываюсь, какие теплые чувства к ней вы тогда испытали.
Пациент (сидит молча, глаза влажные, но ничего не говорит).
Терапевт. Это так обидно. Трудно об этом говорить.
5. Межличностный анализ. Терапевт анализирует то, как пациент воспринимает или
манипулирует терапевтическими отношениями в жизни. Межличностный анализ - это методика
анализа тех игр, которые люди- манипуляторы ведут друг с другом.
То, что концепция межличностных отношений - это наиважнейшая сфера терапевтической
работы, прекрасно показано в работе Гарри Стэка Салливана /52/.
Новый подход к межличностному анализу можно найти в работах Берна и Перлза /53/, которые
|