он отстаивает положение, что слабость - это нездоровое проявление человеческой природы, либо он
признает, что обида - это правильно, и меняется сам. Следующее за этим смятение нарушает
существующее в нем равновесие и создает возможность для его реорганизации.
Несмотря на то что непостредственно мы работаем лишь с одним или двумя пациентами,
каждый из присутствующих в группе оказывается вовлеченным в диалог. Хотя каждый из нас уникален,
все мы представители рода человеческого и имеем много сходств. Во время терапии человек
идентифицируется с другим относительно легко.
Актуализирующее значение конфликта
В нашей работе понятие "конфликт" требует дополнительного рассмотрения. В обычном
контексте межличностного взаимодействия конфликт обозначает негативное напряжение, возникающее
между двумя людьми, с социальной точки зрения конфликт рассматривается как отрицательное явление,
так как вызывает страдание и нарушения. Здесь необходимо прояснить, что для актуализатора конфликт
не является отрицательным явлением. В действительности возможен креативный конфликт. Например,
в случае с описываемой терапевтической группой, если бы инженер не опротестовал обиду врача, то он
не смог бы осознать собственную обиду, ее потенциал и значение.
Актуализатор всегда приветствует критику, так как знает, что сможет с ее помощью чему-нибудь
научиться. Он учится в споре с теми, кто с ним не согласен; во время ссор и перепалок он изучает себя,
открывает свои слабые стороны. Актуализатору не нужны комплименты, чтобы быть счастливым, ведь
большая их часть - манипуляции. ("Вы такой замечательный человек, доктор!" - обычная лесть.) Однако
если кто-то, кого он любит и кто обычно не очень щедр на комплименты, все же отпустит один в его
адрес, то актуализатор воспринимает это серьезно. Актуализаторы учатся ценить несходства, потому что
именно из расхождений и несходств мы и черпаем возможности для своего роста.
Большая часть межличностных отношений - это игры доминирования и контроля, в которых
ведущая потребность манипулятора - одержать верх, победить. Актуализатор воспринимает конфликт
альтернативным образом - он вызывает в нем "креативное волнение". В конфликте он видит нечто
волнующее, что, независимо от того, одержит он верх или нет, даст ему возможность для роста. Он не
позволяет себе быть зависимым от победы, так как понимает, что меняется, а вместо этого он
идентифицируется с тем, кем станет после креативного конфликта. Здесь, естественно, подразумевается
доверие - вера в то, что обе стороны конфликта вынесут из него пользу.
Таким образом, в актуализирующих группах конфликт между участниками - это мощнейший
источник развития. Когда индивид видит в других членах группы те аспекты, которые неразвиты в нем
самом, он обнаруживает, что изменяет свои паттерны уравновешенности. Выстраивается более
здоровый баланс между его активными и пассивными потенциалами.
Процесс актуализирующей терапии
Процесс актуализирующей терапии можно рассматривать как прогресс в сознании. Можно
выделить три основные стадии терапии:
1. Описание основной манипуляции. По мере беседы с пациентом терапевт составляет
представление о его паттерне, который складывается из одного или двух основных манипулятивных
шаблонов вербализации. Например, пациент может постоянно прибегать к паттернам беспомощности и
глупости - свойствам Слабака, или может часто использовать приемы силового воздействия и шантажа
Задиры. Как только паттерн становится для психолога очевидным, он рассказывает пациенту, какова,
как ему кажется, его основная манипулятивная игра или игры.
Затем манипуляции анализируются с точки зрения "выгод". Активные манипуляции понимаются
как имеющие принудительные контролирующие ценности, а пассивные - как обольстительные
ценности. Выгоды анализируются как в узком, так и широком смысле слова. Например, чаще всего
манипуляции применяются ради контроля над другими людьми, с целью использования других в
корыстных целях, с целью избежания определенных ситуаций, структурирования времени, чтобы
заставить других работать на себя и т. д. Однако в широком смысле их можно считать
|