для личности, группы или общества, как социальное явление. При этом
следует иметь в виду, что проблема и проблемное состояние могут и не
носить социального характера.
Если проблема или проблемная ситуация объективно существует, но
субъективно не осознается людьми, она практически не является актуальной
(хотя в теории объективно ее актуальность может быть достаточно
высокой). Если же ситуация представляется людям проблемной, а
объективно таковой не является, то это псевдопроблемная ситуация.
Исходный момент в этой цепи обычная нормальная ситуация, при
которой разрыв между действительным и желательным несущественен и
носит по преимуществу количественный характер. Только такая ситуация
может являться нормальной, т.к. отсутствие разрыва между действительным
и желательным влечет за собой исчезновение стимулов не только развития,
но и просто существования, и вызывает катастрофу (распад, деградацию
личности, группы, общества, не способных нормально существовать).
Когда разрыв между действительным и желательным становится
чрезмерным, не совместимым с нормальным функционированием
социального объекта, возникает проблемная ситуация. Процесс перехода от
нормальной ситуации к проблемной обычно развивается постепенно, и это
развитие называется назреванием проблемной ситуации. Если происходит
своевременное вмешательство сферы социального управления, то процесс
назревания прерывается и ситуация возвращается, точнее превращается
вновь в нормальную, но обычно уже на более высоком уровне
функционирования, благодаря чему и происходит развитие личности,
общества.
Если же сфера управления бездействует или запаздывает с реакцией,
то проблемная ситуация оказывается полностью назревшей,
сформировавшейся, и возникает необходимость существенных изменений
под страхом приостановки нормального функционирования и тем более
развития социального объекта. В этом случае вмешательство со стороны
сферы управления не только категорически необходимо, но и сильно
затруднено, поскольку приходится принимать срочные меры аварийного
характера в условиях острого дефицита времени и средств. Однако и на этом
этапе энергичное и эффективное вмешательство, пусть с трудом, но
способно ввести ситуацию в нормальное русло.
Бездействие или неэффективность сферы управления при полностью
назревавшей проблемной ситуации неизбежно переводит последнюю на
следующий уровень: начинает назревать критическая ситуация. Развитие, по
существу, прекращается. Мало того, наступает приостановка нормального
функционирования одного элемента объекта за другим и возникает
опасность катастрофы. Положение и на этом этапе, в принципе, можно
нормализовать, но уже ценой неизмеримо большей затраты сил и средств,
чем на предыдущем.
Если нормализации не происходит, начинается следующая и последняя
стадия: назревание катастрофической ситуации. По мере развития этого
процесса нормализовать положение оказывается все труднее, и попытки
становятся безнадежными. Наступление катастрофической ситуации
означает гибель, распад, разложение социального объекта с превращением
его в качественно иное состояние.
|