относительно завершенное состояние, материальная или идеальная модель
которого представляется в качестве цели);
целесообразность есть необходимая, но недостаточная предпосылка
целеполагания. Необходима еще целенаправленность деятельности с точки
зрения объективных условий ее развития и целеустремленность самого
субъекта деятельности;
процесс целеобразования (выработки целевого решения)
осуществляется путем признания и осознания соответствующей
потребности, а также целей и путей ее удовлетворения;
процесс целеобразования завершается собственно целевыми
решениями целепостановкой или целеполаганием. Эти два понятия
рассматриваются двояко, в зависимости от того, насколько детально
анализируется заключительная стадия процесса целеобразования: 1) одно
как предварительное решение, другое как окончательное; 2) как
синонимы;
понятия целесообразности, целенаправленности и
целеустремленности, целеобразования, целепостановки и целеполагания
объединяются в понятие «целеформирование»;
ключевой элемент целеполагания выбор цели, или целевое
решение, которое во многом зависит от свободы выбора. Если выбора нет
совсем, то цель может быть только условной (квазицель), т.к. результат
заранее предопределен. На практике же речь обычно идет о различных
ограничениях выбора; детерминированности прошлым, обусловленности
возможностями будущего и особенностями настоящего, требовании
логической непротиворечивости различных целей, приоритетности каждой
цели в системе целей и т.д.
основа целеполагания диалектическое взаимоотношение
категорий «цель», «средство», «результат». Цель не достижима без средств к
ее осуществлению. Но достижение какой-то одной цели может стать
средством для достижения другой и так далее, вплоть до конечной цели
самоцели. Эта особенность целеполагания нашла отражение в делении целей
на функциональные и предметные. Логически экстраполируя простейшие
цели на все более высокие уровни потребностей, мы последовательно
превращаем все цели, кроме конечной, в квазифункциональные. Это придает
особую значимость вопросам соподчинения, иерархизации целей. Вместе с
тем конкретный результат деятельности далеко не всегда совпадает с целью,
и чтобы совпадение было возможно более полным, необходимо повышение
эффективности целеполагания тем же способом, что и повышение
эффективности планирования, программирования, проектирования
опорой на специальные научные разработки, в частности в области
поискового и нормативного прогнозирования;
необходимость соподчинения целей в целеполагании требует
решения вопроса о принципах систематизации. Чтобы свести конгломерат
разнохарактерных целей в упорядоченные совокупности системы,
необходима их классификация и типологизация. Применительно к
нормативному прогнозу классификация социальных целей предполагает
анализ составных частей целого, а типологизация синтез составных
частей в целое. Простейший способ классификации и типологизации
социальных целей аналогия с многокритериальной классификацией и
типологизацией социальных проблем. Основание для такого рода аналогии
|