Следовательно, все три понятия выходят далеко за рамки понятия
цели. Однако все они представляют собой особые разновидности цели и,
кроме того, важным аспектом всех трех является именно целевой.
В частности, в нормативном прогнозировании класс идеалов-целей
имеет особо важное значение, т.к. он наиболее тесно связан с ориентацией
прогноза на те или иные конечные цели (самоцели). Кроме того, этот класс
наиболее тесно связан с таким важным инструментом научного познания,
имеющим первостепенное значение для нормативного прогнозирования, как
идеализация мысленное конструирование понятий об объектах, не
существующих еще в действительности, но для которых имеются прообразы
в реальном мире, таких, к реализации которых можно и должно стремиться.
Оптимум также представляет собой одну из разновидностей цели,
особенно важную в практических предплановых, предпрограммных,
предпроектных разработках, при научном обосновании решений.
Кроме того, класс целей-оптимумов тесно связан с таким
инструментом научного познания, как оптимизация процесс выбора
наилучшего варианта из возможных, приведение объекта, системы в
наилучшее из возможных (оптимальное) состояние.
Наконец, норма, в известном аспекте, тоже определенная
разновидность цели, т.к. если это обязательный для всех стандарт, образец,
пример, то она не может быть целью лишь в том случае, когда познание и
поведение всех без исключения членов общества полностью соответствуют
установленным нормам. Кроме того, класс целей-норм тесно связан еще с
одним важным для нормативного прогнозирования инструментом научного
познания нормализацией, упорядочением процессов и явлений (как в
теории, так и на практике) таким образом, чтобы они в наибольшей степени
соответствовали установленным нормам или желательному положению.
Важно при этом иметь в виду, что социальные цели-нормы так же, как и
другие разновидности целей, на практике подобно социальным проблемам
почти никогда не выступают в «чистом виде», изолированно от множества
других аналогичных и смежных целей. На практике мы всегда или почти
всегда имеем дело с системой целей, которые ориентируют личность,
социальную группу, общество в целом, любой социальный организм на то
или иное решение социальных проблем как движущих сил, механизмов
функционирования и развития каждого социального организма.
3. Построение «дерева социальных целей»
Принцип «дерева» наиболее полно соответствует реальной системе как
социальных проблем, так и социальных целей, какими они предстают в
социальной действительности, где что-то является ключевым (для проблем)
или конечным (для целей), а остальное производным различных порядков
от ключевого или конечного.
В идеале оба «дерева» должны обеспечивать дезагрегацию проблем и
целей на все более детальные составляющие предыдущего уровня,
получение производных различных порядков, логически вытекающих одна
из другой, и выявление существенно новых проблем или соответственно
достижение уже выявленных.
Теоретический инструмент исследования проблемно-целевых
ситуаций можно представить в виде «проблемно-целевого ромба», вершины
которого составляют конечная цель (самоцель) с одной стороны, и
|