Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 105 
Next page End  

Как и другие социально-демографические группы (например: молодежь, женщины,
горожане), группа "третьего возраста" имеет свои особенности. Группа имеет внутреннею
дифференциацию, заданную, в основном, прежним положением ее членов в обществе.
Группа обладает собственной субкультурой, сформированной ее поколением, отсюда тяга к
ретрокультуре.
Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить
феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности,
субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат американским
социологам.
Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное
взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом,
ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще называют "теорией
освобождения", потому что старение якобы "освобождает" пожилого человека-пенсионера
перед всеми обязательствами обществу.
Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин:
"эйджеизм" (от английского "age" -возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую
одними возрастными группами по отношению к другим. Обычно, по мнению автора термина, -
эйдженизм осуществляется в американском обществе по отшению к старшей возрастной
группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера,
"эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди молодежи и людей среднего возраста
неприятие старости - они проявляют личностное отвращение и неприязнь к старению,
болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, "бесполезности" и
"смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер,- где всегда ценились
мастерство, сила, молодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и
Японии.
Польский социолог Хелена Издебская собрала высказывания двухсот студентов (в
возрасте 19-22 лет) об их отношении к дедушкам и бабушкам. Большинство опрошенных
выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности
за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны для молодых обузой, так как
стариками должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие
заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существо-
26
Hosted by uCoz