Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 105 
Next page End  

группу какой-то единой культуры невозможен. С другой стороны, i развитие культуры есть прерывно-
непрерывный процесс, и потому
культура в большей степени объединяет различные поколения, чем
разводит. Не оправдала себя такая теория и на практике, создание разного рода сепаратных поселений для
людей преклонного возра-ста оказалось дорогим и неэффективным занятием. К такому выво-ду пришли
геронтологи в самых разных странах, в том числе и в Соединенных Штатах.
Теория возрастной стратификации. Эта теория предпола-
гает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделе-
ние людей на группы по их образу жизни и материальному по-
ложению.
Приходится констатировать, что существующие социоло-
-гические теории старения в основном представляют собой узкие,
ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные
аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретичес
кой систематизации.
Ни одна из названных теорий не дает реального представления о феномене старения. Каждая из
них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов.
По нашему мнению, наиболее продуктивными, объясняющими проблемы старения и старости могут
быть положения тео-рии символического интеракционизма Джорджа Мида. Прежде все-го, привлекает
построение концепции на фундаменте идей из различных областей науки. Для социальной геронтологии
это идеи из области общей геронтологии, демографии, психологии, медицины, теории и методики
социальной работы. Межпредметность - специ-фическая черта социальной геронтологии.
Во-вторых, это идея коммуникации как средства взаимоприспособления индивидов,
являющимся важнейшим условием существования и развития общества. Для пожилого человека это при-
способление: а) к представителям новых, молодых когорт; б) к "обобщенным другим",
которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию
старости, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, общество должно приспособиться к
тому, что значительной его частью являются люди старших возрастов, что его демографическая
структура приняла новый вид - "седого общества". Если приспосо-бительные способности стариков
вырабатывались веками, (Дж.Мид отмечал, что человеческое поведение вообще имеет адаптивный ха-
рактер), то общество с необходимостью приспособиться к собствен-
29
Hosted by uCoz