Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
25
Прекрасный пример и доказательство этому мы можем найти, исследуя хорошо то, что
происходит в зале, где говорить оратор.
"Я допускаю, говорит Эспинас , что душевное состояние, испытываемое оратором,
может быть выражено числом 10, и что при первых словах, при первых перлах своего
красноречия он переда¸т по меньшей мере половину своего чувства каждому из слушателей,
которых, положим, 300 человек. Каждый из них будет реагировать на его слова или
аплодисментами, или удвоенным вниманием, и все это повед¸т за собою то, что всевозможные
отч¸ты о таких заседаниях называют действием ,сенсацией . Это «действие» будут испытывать
все в одно и тоже время, и так как слушатель занят аудиторией не менее, чем оратором, то его
воображение будет внезапно охвачено зрелищем этих 300 лиц, испытывающих известное
душевное состояние; это зрелище не преминет, благодаря выше отмеченному закону,
произвести реальное ощущение данного чувства. Допустим, что он испытывает только
половину этого чувства, и посмотрим на результат. Потрясение, им испытанное, будет
выражаться уже не 5, но половиной 5, умноженной на 300, т. е. 750. Если тот же закон
применить к тому, кто находится перед собранием и говорит среди этой толпы, то число,
выражающее его внутреннее возбуждение, будет уже не 750, но 750/2 х 300, так как он является
центром, куда все эти глубоко тронутые индивиды отражают передаваемые им впечатления".
Понятно, что в толпе не имеет места передача душевного состояния от всех к каждому
отдельно; толпа не имеет такого характера органической концентрации.
Народное сборище не отличается строгим порядком: оно шумно и большая часть
душевных движений с чем нельзя не согласиться не может быть испытана всеми, а
потому и не находит себе отголоска. В этом случае интенсивность душевных состоянии уже не
находится в прямом отношении с числом индивидов, и ускорение движений, выражающих
известное чувство, гораздо менее быстро. Тем не менее главный закон оста¸тся совершенно
верным. Он проявляется менее определ¸нно, менее ясно, в более непостоянной форме, но даже
и это непостоянство, эта неясность имеют свои последствия. Всякий крик, шум или действие,
13
не будучи хорошо выслушаны и объяснены, дадут, может быть, более серь¸зные последствия,
чем они должны произвести на самом деле. Всякий индивид будет обладать более
возбужд¸нным воображением, сделается более податливым всякому внушению и перейд¸т с
изумительной быстротой от слов к делу.
"Чем более, писал Спенсер, разнородна поверхность, по которой распространяется
влияние известного фактора, тем более от его усиления увеличиваются число и качество
результатов".
Теперь мы находимся перед явлением, которое было названо Энрико Ферри
психологическим брожением : зародыши всех страстей подымаются из глубины души, и, как в
химических реакциях между несколькими веществами получаются новые и отличные вещества,
точно так же от психологических реакций между некоторыми чувствованиями возникают
новые, страшные, неизвестные до этого времени человеческой душе порывы.
14
В подобных случаях, когда нет возможности не только рассуждать, но даже ясно видеть и
слышать, самый ничтожный факт принимает грандиозные размеры и малейшее возбуждение
доводит до преступления. В этих-то случаях толпа преда¸т смерти невинного человека, не
13
Например, речь оратора, пытающегося водворить спокойствие в раздраж¸нной уже толпе, может иметь
совершенно противоположный результат, так как те, которые удалены от оратора, не слышат его слов, но только
видят его жесты, которым они вследствие естественного психологического явления дают такое объяснение,
которое им больше нравится.
14
Шютценбергер в сво¸м трактате о брожениях писал следующее: «чем более прост известный организм, чем
менее родов специальных клеток он содержит, тем более просты и те химические реакции, которые в н¸м
происходят, тем легче их распутать, изолировать экспериментально. Наоборот, чем разнообразнее и разнороднее
гистологическое строение, тем больше различных сложных соединений, произвед¸нных происходящими в
разнообразных тканях многочисленными химическими реакциями». Из этого можно заключить, что в
человеческом организме, обладающем самой сложной и наиболее разнородной структурой из всех организмов,
психологические реакции достигают максимума в отношении разнообразия и разнородности.
|