Сципион Сигеле: «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии»
38
Подчиняться этой реакции значить быть ответственным; если реакция является
роковой и необходимой, то и ответственность будет также роковой и необходимой. Но кто же
будет в ответе?
Здравый смысл, одним из своих лаконических решений, которые часто бывают
ошибочны, но вместе с тем подчас и очень точны, переработав при помощи размышления то,
что позитивное исследование фактов подтвердило гораздо позже, да¸т следующий ответ:
должна быть в ответе вся толпа. И наука, стараясь выяснить как можно более причин,
обусловливающих преступления, совершаемые толпой, и заметив, что эти причины так
перемешаны и перепутаны между собою, что не может быть и речи о частном значении каждой
из них, была принуждена, чтобы быть справедливой и искренней, ответить, подобно здравому
смыслу: ответственности подлежит вся толпа.
Ответственность должна падать на толпу, несмотря на всю неопредел¸нность последней,
как имени собирательного, ибо в одной только толпе заключаются все факторы, как
антропологические, так и социальные, влияющие сообща на появление преступлений,
совершаемых е¸ членами. Чувствуется, что было бы ошибочно взваливать ответственность на
более определ¸нное и ясно выраженное целое на отдельное лицо, так как в индивиде не
заключаются все факторы такого рода преступлений; в н¸м скорее только одна причина, чем
совокупность всех причин.
Но возможно ли, чтобы вся толпа была в ответе? Возможно ли в наше время такая
коллективная ответственность?
В старину коллективная ответственность была единственной формой ответственности.
Даже в том случае, когда было известно, что данное преступление совершено одним лицом, к
ответу привлекалось не оно одно, но с ним вместе его семья, его клан, его триба. Древние
законы распространяли наказание, к которому был присужд¸н преступник, на его жену, детей,
братьев, подчас даже и на родителей.
19
В те первобытные времена всякая естественно-образовавшаяся группа, вроде трибы или
семьи, представляла из себя неделимое и неразрывное целое. Личность была только частью, а
не чем-то целым; е¸ считали не организмом, а только органом. Карать только его одного
считалось абсурдом, точно так же, как мы теперь считаем нелепостью наказать какую-нибудь
одну часть человеческого тела.
Впоследствии, с прогрессом цивилизации, развивалась и ответственность, вс¸ более и
более индивидуализируясь. До конца прошлого века ещ¸ оставались кое-какие следы древней
доктрины, преимущественно по отношению к некоторым политическим и религиозным
преступлениям; так напр., в XVII столетии почти во всех европейских государствах семейства
политических преступников были изгоняемы из своей родины, но теперь всякие следы этой
доктрины исчезли. В наше время семьи осужд¸нных уже более не изгоняются; дети
преступников не носят на сво¸м челе печати бесславия; одна только привычка делает то, что мы
сохраняем ещ¸ некоторое предубеждение против семьи преступника. Но оно может быть
зависит от нашего внутреннего голоса, хорошо знакомого с могучим законом
наследственности? Этого мы не знаем: тем не менее ясно, что в таком предубеждении играет
роль не один только социальный предрассудок.
В наше время закон индивидуализировал ответственность; теперь нельзя, как некогда,
сказать: такая-то семья совершила преступление, е¸ нужно наказать; теперь говорят: такое-то
лицо его совершило, и оно должно быть наказано.
Однако исчезла древняя нелепая идея коллективной ответственности, и е¸ место заняла
другая, аналогичная ей в некотором отношении и, конечно, гораздо более научная: я говорю о
той ответственности, которую мы приписываем социальной среде.
Мы знаем, что всякое преступление, как и всякий вообще человеческий поступок,
является результатом действий двух сил: индивидуального характера и социальной среды.
Ответственность за известное преступление мы всегда сваливаем, хотя и в различном
19
Полуцивилизованные государства древнего Востока налагали на всех, начиная с жены и кончая детьми
преступника, то же наказание, что и на него самого. В Египте вся семья заговорщика осуждалась на смерть.
|