ненно, весьма несоответствующими действительности, но нарушающие
факторы действовали недостаточно долго, а кроме того, не при такого рода
эмоциональных условиях, чтобы вовлечь и остальные его неорганизованные
реакции.
Конечно, очень трудно в случае нормального взрослого, навыки и эмо-
циональные реакции которого очень устойчивы, вызвать какие-либо серьез-
ные и сохраняющиеся воздействия на личность введением временных нару-
шающих факторов. В случае невротического индивида даже временные
факторы, включающие эмоции, могут понизить сумму организованных сис-
тем реакций до уровня младенца, как это прекрасно подтверждается в слу-
чаях потрясения от звонка.
Во время младенчества и юношества нарушающие факторы среды вы-
зывают самые серьезные и длительные последствия.
Исключение и восстановление систем реакций. Во время всего про-
цесса развития человека от младенчества и до старости, но преимуществен-
но в юности, происходит не только процесс приобретения навыков и моди-
фикации наследственных реакций, но также и столь же важный процесс уст-
ранения систем реакций, работающих только до определенного возраста.
Старые ситуации уступают место новым, и по мере изменения ситуаций
старые способы реакций должны бы отбрасываться и образовываться новые.
Ни один нормальный младенец после нескольких месяцев ходьбы не воз-
вращается к своим навыкам ползания, и старший ребенок не выкажет своего
старого организованного поведения по отношению к своим кубикам и иг-
рушкам после того, как он научился пользоваться инструментами. Навыки,
усвоенные в прошлом году, просто не будут работать в следующем году.
Это так же верно по отношению к нашей общественной деятельности, как и
к нашим обыденным реакциям на предметы. Друзья наших зрелых лет, как
правило, не те, кто были нашими друзьями в детстве и отрочестве. От-
брасывание это процесс не активный, а вызванный почти исключительно
тем фактом, что вместе с возрастом изменяется общественная и физическая
среда, и должны усваиваться новые навыки, если индивидуум должен оста-
ваться приспособленным по отношению к меняющимся условиям. Несо-
мненно, что полнота, с которой исключаются старые, неработающие уже
навыки и связанные с ними эмоциональные факторы при столкновении с
новым положением, чрезвычайно видоизменяет тип личности, в которую
развивается каждый индивидуум. Если индивидуум постоянно сталкивается
с новыми ситуациями, с которыми может справиться, как это бывает в нор-
мальных случаях, и если системы реакций, которые он перерастает, не были
слишком проникнуты дурной средой, то старый порядок уступает место но-
вому без ранений и без появления разрушающих факторов; но там, где име-
ется дурная наследственность, болезненность в детстве и излишняя снисхо-
дительность и беззаботность родителей, новый порядок навыков усваивает-
ся с самыми большими затруднениями. Индивид тогда остается связанным
|